Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/59119
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Gafiyatullina, K. | en |
dc.contributor.author | Kostina, N. B. | en |
dc.contributor.author | Гафиятуллина, К. Р. | ru |
dc.contributor.author | Костина, Н. Б. | ru |
dc.date.accessioned | 2018-05-10T09:22:50Z | - |
dc.date.available | 2018-05-10T09:22:50Z | - |
dc.date.issued | 2018 | - |
dc.identifier.citation | Гафиятуллина К. Р. Религиозное поведение: специфика и варианты типологии / К. Р. Гафиятуллина, Н. Б. Костина // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 57-66. | ru |
dc.identifier.isbn | 978-5-91256-403-1 | - |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/59119 | - |
dc.description.abstract | The article is devoted to the identification specificity of religious behavior, the characteristics of the approaches to understanding it, its typology based on interpretations of religiosity offered in the scientific literature. Determination of the features of religious behavior is based on typology of behavior as a whole, its subdivision into secular and religious behavior, which is a specific type of social behavior, the subject of which are either higher forces themselves (addressing them, communicating with them) or communicating with other people about these higher forces. It is noted that in the sociological analysis of religious behavior, as a rule, its external manifestations are singled out and analyzed, which are traditionally referred to visiting churches, prayer houses (with a certain frequency), performing religious sacraments and rituals (with a certain degree of regularity), following the teachings contained in the creeds moral precepts, familiarity with literature of a religious nature. It is substantiated that the religious behavior of the overwhelming majority of people who identify themselves with the followers of a particular confession does not do the actual cult practices, but includes them in everyday practice. It is substantiated that religious behavior is represented in two forms: 1) the cult proper (divine services, sacraments, active participation in the life of the confessional community), and 2) the out-of-the-way (visiting various religious places and objects, caused not by religious ideas, feelings and needs, but by secular factors life). Since religious researchers most often try to measure religious behavior through religiosity, two basic approaches to the definition religiosity, which are presented in the scientific literature - essential and functional. Functional (S.D. Lebedev, R.A. Lopatkin, D.M. Ugrinovich) - focuses attention on the influence of religion, on the consciousness and behavior of both individuals and various social groups, the essential one (I.N. Yablokov, Zh. Toshchenko, N.P. Alekseev, and others) characterizes religiosity as the spiritual and sensory part of people, which determines their inclusion in religious communities. Within each of the approaches, various interpretations of the concept, proposed by both foreign and domestic researchers, are considered. The main criteria and indicators of religiosity, proposed by both domestic and foreign researchers, are considered. | en |
dc.description.abstract | Статья посвящена выявлению специфики религиозного поведения, характеристике предложенных в научной литературе подходов к его пониманию, его типологии на основе трактовок религиозности. Определение особенностей религиозного поведения осуществляется на основании типологии феномена поведения в целом, подразделения его на поведение светское и религиозное, являющееся специфическим типом социального поведения, предметом которого выступают либо высшие силы непосредственно (обращение к ним, общение с ними), либо общение с другими людьми по поводу этих высших сил. Отмечено, что при социологическом анализе религиозного поведения, как правило, выделяются и анализируются его внешние проявления, к которым традиционно относят посещение церквей, молельных домов (с определенной частотой), выполнение религиозных таинств и ритуалов (с определенной степенью регулярности), следование содержащимся в вероучениях моральным предписаниям, знакомство с литературой религиозного характера. Обосновывается, что религиозное поведение подавляющего большинства людей, причисляющих себя к последователям той или иной конфессии, совершают не собственно культовые практики, а включают их в повседневные практики. Обосновывается, что религиозное поведение представлено в двух видах – 1) собственно культовое (богослужения, таинства, активное участие в жизни конфессиональной общности) и 2) внекультовое (посещение различных культовых мест и объектов, вызванное не религиозными идеями, чувствами и потребностями, а факторами светской жизни). Поскольку чаще всего религиозное поведение исследователи пытаются замерить через религиозность, рассмотрены два основных подхода к определению религиозности, представленные в научной литературе – сущностный и функциональный. Функциональный (С.Д. Лебедев, Р.А. Лопаткин, Д.М. Угринович) – акцентируется внимание на влиянии религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и различных социальных групп, сущностный (И.Н Яблоков, Ж.Т. Тощенко, Н.П. Алексеев и др.) характеризует религиозность как духовно-чувственное состояние людей, детерминирующее их включенность в религиозные общности. В рамках каждого из подходов рассмотрены различные трактовки понятия, предложенные как зарубежными, так и отечественными исследователями. Рассмотрены основные критерии и показатели религиозности, предложенные как отечественными, так и зарубежными исследователями. | ru |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Уральский федеральный университет | ru |
dc.relation.ispartof | Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург, 2018 | ru |
dc.subject | BEHAVIOR | en |
dc.subject | RELIGIOUS BEHAVIOR | en |
dc.subject | RELIGIOSITY | en |
dc.subject | CULT BEHAVIOR | en |
dc.subject | EXTRACURRICULAR BEHAVIOR | en |
dc.subject | ПОВЕДЕНИЕ | ru |
dc.subject | РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ru |
dc.subject | РЕЛИГИОЗНОСТЬ | ru |
dc.subject | КУЛЬТОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ru |
dc.subject | ВНЕКУЛЬТОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ru |
dc.title | Религиозное поведение: специфика и варианты типологии | ru |
dc.title.alternative | Religious behavior: specificity and variants of typology | en |
dc.type | Conference Paper | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/conferenceObject | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.conference.name | XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» | ru |
dc.conference.date | 22.03.2018-23.03.2018 | - |
dc.contributor.subdepartment | Департамент политологии и социологии | ru |
local.description.firstpage | 57 | - |
local.description.lastpage | 66 | - |
local.issue | 21 | - |
Располагается в коллекциях: | Когановские чтения |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
978-5-91256-403-1_2018_005.pdf | 410,42 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.