Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58312
Название: Судьба поэта в России: государственная мифология и реальность (на примере эпистоляриев А. П. Сумарокова)
Другие названия: The Fate of a Poet in Russia: State Mythology and Reality (with Reference to A. P. Sumarokov’s Epistolary Works)
Авторы: Приказчикова, Е. Е.
Prikazchikova, E. Ye.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Приказчикова Е. Е. Судьба поэта в России: государственная мифология и реальность (на примере эпистоляриев А. П. Сумарокова) / Е. Е. Приказчикова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 1 (172). — С. 11-29.
Аннотация: В статье рассматривается драматический конфликт между официальным статусом поэта в Р оссии эпохи Просвещения в соответствии с государственной мифологией и реальным отношением к служителям Мельпомены на примере эпистоляриев А. П. С умарокова. Анализируя переписку Сумарокова с сильными мира сего (камергер И. Шувалов, императрица Екатерина II), автор статьи воссоздает культурно-психологическую и биографическую основу возникающих конфликтов. В статье исследуется художественно-эстетическая составляющая эпистоляриев Сумарокова, проявляющая себя через различные варианты использования французского языка (апелляция к европейскому общественному мнению, попытка установления частных дружеских отношений с вельможей), а также цитат из произведений драматурга, отсылок к сюжетам и героям его произведений. На примере конфликтов драматурга с русскими вельможами, графами И. Чернышевым и П. С алтыковым, рассматриваются авторские стратегии Сумарокова, направленные на защиту чести и достоинства Поэта в эпоху, когда менталитет российской аристократии вступал в противоречие с основными постулатами теории естественного права. Опираясь на концепцию «визуальной доминанты» в культурной традиции русского XVIII в. М. Л евитта, автор доказывает сознательный перенос Сумароковым приемов театральной визуализации на эпистолярные тексты с целью защиты высокого статуса Поэта в Р оссии эпохи Просвещения. Подобная этико-эстетическая установка не получает поддержки у императрицы Екатерины II, литературная политика которой еще с начала 60-х гг. XVIII в. была направлена на культивирование «легкой словесности» и разумного поведения писателя, не демонстрирующего в своей борьбе с чужими пороками Бешенство и Сумасбродство.
This article considers the dramatic conflict between the official status of a poet in Russia during the Enlightenment in accordance with state mythology and the real attitude to servants of Melpomene with reference to A. P. Sumarokov’s epistolary works. Analysing Sumarokov’s correspondence with the powers that be (Chamberlain I. Shuvalov, Empress Catherine II), the author recreates the cultural, psychological, and biographical basis of the conflicts that emerged. The article explores the artistic and aesthetic component of Sumarokov’s epistolary works, showing itself through various uses of the French language (an appeal to European public opinion, an attempt to establish a friendship with a nobleman), as well as quotations from the playwright’s plays, references to the plots and characters of his works. Referring to the playwright’s conflicts with the Russian nobles, Count I. Chernyshev and P. Saltykov, the author examines Sumarokov’s strategies as an author aimed at protecting the honour and dignity of the Poet in the era when the mentality of the Russian aristocracy came into conflict with the basic postulates of the theory of natural law. Relying on M. Levitt’s concept of a ‘visual dominant’ in the cultural tradition of the Russian 18th century, the author proves Sumarokov’s conscious transfer of stage visualisation techniques to epistolary texts in order to protect the high status of the Poet in Russia during the Enlightenment. Such an ethical-aesthetic attitude does not receive support from Empress Catherine II, whose literary policy from as early as the 1760s was aimed at cultivating ‘light literature’ and reasonable behaviour of the writer, who does not demonstrate rage or extravagant behaviour in his fight against other people’s vices.
Ключевые слова: ЭПИСТОЛЯРИИ А. СУМАРОКОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИФОЛОГИЯ ПОЭТА
ЕКАТЕРИНА II
ШУВАЛОВ И.
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
ПИСЬМА СУМАРОКОВА
ТЕАТРАЛЬНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ СТИЛЬ
A. SUMAROKOV’S EPISTOLARY WORKS
STATE MYTHOLOGY OF THE POET
CATHERINE II
SHUVALOV I.
FRENCH LANGUAGE
SUMAROKOV’S LETTERS
THEATRICAL VISUALISATION
EPISTOLARY STYLE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58312
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32780603
Идентификатор WOS: WOS:000452470800001
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2018.20.1.001
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2018-172-02.pdf2,2 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.