Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/58304
Название: | Категория «метод» в дидактике художника-педагога Д. Н. Кардовского |
Другие названия: | The Category of ‘Method’ in the Didactics of Artist and Teacher D. N. Kardovsky |
Авторы: | Фомин, Г. А. Fomin, G. A. |
Дата публикации: | 2018 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Фомин Г. А. Категория «метод» в дидактике художника-педагога Д. Н. Кардовского / Г. А. Фомин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 1 (172). — С. 211-219. |
Аннотация: | Статья описывает проблему терминологии, возникшую в результате внедрения в понятийные аппараты искусствознания и теории художественного образования политически ангажированных речевых конструктов. Доказывается противоречивость определений и устанавливается аутентичный смысл высказываний в оригинальном контексте. Оспариваются положения, выдвинутые рядом советских авторов о педагогическом методе Д. Кардовского. Выявляется, что категория «метод» остается до сих пор не отрефлексированной в теоретических исследованиях по теме, поскольку ранее рассматривалась отечественными авторами либо a priori, в качестве универсалистской категории, либо только как совокупность приемов. Понятие «метод», пользовавшееся благодаря Декарту популярностью в Н овое время и пережившее крайний ее пик в эпоху позитивизма в Европе, в Советском Союзе являлось активным конструктом и позже — в 1930-е гг., благодаря концепции РАПП. В статье исследуется советский дискурс категории «метод» и ее коннотации с близкими понятиями, такими как, например, «методика» (относительно выстроенная последовательность действий). Опровергаются описания преподавательской деятельности художника-педагога через категорию «реализма» или любого другого направления, течения или стиля. В противовес им предлагаются категории метода и профессиональной традиции. Художественная школа рассматривается в качестве места обучения изобразительной грамоте, что отличает ее от литературоведческого понимания школы как группы авторов, объединенных общей стилистической установкой. Понятия «метод» и «стиль» дифференцируются с целью отойти от советского литературоведческого понимания «школы», оперировавшего концептом метода социалистического реализма, калькированного советским искусствознанием как «творческий метод». This article describes a terminology issue which appeared as a result of intrusion of politically engaged verbal constructs in the conceptual apparatus of art history and the theory of art education. The author proves the contradictory nature of definitions and discloses the authentic meaning of statements in the original context. He also argues with the provisions of Soviet authors about the pedagogical method of D. Kardovsky. It is established that the category of ‘method’ still lacks proper reflection in theoretical works on the topic, because it was previously considered by Russian authors as one existing a priori as a universal category or as a number of techniques. The notion of ‘method’ which was popular during the Modern Era owing to Descartes, and reached the peak of its popularity in the epoch of Positivism in Europe, was an active construct much later, i.e. in the 1930s thanks to the concept of the Russian Association of Proletarian Writers. In the article, the author studies the Soviet discourse of the category of ‘method’ and its connotations with kindred notions such as, e.g. methodology (a relatively ordered sequence of actions). The author disproves the descriptions of the teaching activity of an artist and teacher through the category of ‘realism’ or any other tendency, direction or style. On the contrary, he puts forward categories of method and professional tradition. The school of art is regarded as a place to teach basics of art, which makes it different from the literary understanding of a school as a group of authors united by a stylistic proposition. The notions of ‘method’ and ‘style’ are differentiated in order to diverge from the Soviet literary understanding of a ‘school’ which heavily relied on the concept of method of socialist realism, reproduced by the Soviet art studies as an ‘artistic method’. |
Ключевые слова: | ACADEMIC TRADITION AZBE A. KARDOVSKY D. N. SOCIALIST REALISM CREATIVE (ARTISTIC) METHOD TEACHING METHOD PEDAGOGICAL METHOD АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ АЖБЕ А. КАРДОВСКИЙ Д. Н. СОЦРЕАЛИЗМ НАТУРА ТВОРЧЕСКИЙ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД. |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/58304 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=32780619 |
Идентификатор WOS: | WOS:000452470800017 |
ISSN: | 2587-6929 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2018.20.1.017 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2018-172-18.pdf | 2,39 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.