Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/58300
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorБоровик, Ю. В.ru
dc.contributor.authorBorovik, Yu. V.en
dc.date.accessioned2018-04-07T17:02:48Z-
dc.date.available2018-04-07T17:02:48Z-
dc.date.issued2018-
dc.identifier.citationБоровик Ю. В. Старообрядцы-часовенные Екатеринбурга: численность, сословная принадлежность и проявление конфессиональной обособленности / Ю. В. Боровик // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2018. — Т. 20, № 1 (172). — С. 160-180.ru
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/58300-
dc.descriptionПоступила в редакцию 24.05.2017. Принята к печати 30.01.2018.ru
dc.descriptionSubmitted on 24 May, 2017. Accepted on 30 January, 2018.en
dc.description.abstractВ статье рассматривается влияние межрегиональных и локальных миграций на эволюцию городской старообрядческой общины на примере беглопоповского (с 1840-х гг. — часовенного) согласия Екатеринбурга в XVIII — начала XX в. Анализ численности и сословного состава по ревизиям, переписям и материалам учета естественного движения населения показывает последовательный, но неравномерный рост численности старообрядческого городского сообщества. Во время 3-й ревизии начала 1760-х гг. старообрядцев значилось около 1 тыс. человек (треть населения Екатеринбурга). В период веротерпимой политики 1780–1820-х гг. сформировались приходы Успенской и Н икольской часовен и к концу царствования Александра I в городе насчитывалось почти 1,5 тыс. староверов, большинство которых было записано в купеческое и мещанское сословия. Численность общин снизилась из-за «насаждения» единоверия в 1830–1850-е гг. и доля старообрядцев среди городского населения уменьшилась до нескольких процентов. Впоследствии количественный состав городского старообрядческого общества восстановился на фоне миграции крестьян в пореформенное время. Последнее обстоятельство повлияло на сословный состав прихожан, особенно молодежи, среди которой в нач. XX в. преобладали крестьяне. Наличие домовладений у большинства старообрядцев являлось благоприятным фактором для адаптации новых членов общины, не имевших собственного жилья. Картографирование элементов религиозного ландшафта, связанного с историей городских общин староверов беглопоповского (часовенного) согласия позволило локализовать их в пространстве Екатеринбурга XVIII – начала XX в. и выявить обособленность, связанную с устройством двух храмов (часовен), содержанием причта, предпочтениями внутриконфессиональных браков, наличием отдельного кладбища.ru
dc.description.abstractThis paper discusses the impact of regional and local migration on the Yekaterinburg Old Believer community with reference to Beglopopovtsy (or Chasovennye from the 1840s) between the 18th and early 20th centuries. The analysis of numbers and class composition carried out with reference to censuses and materials reflecting the population’s natural migration shows that the Old Believer community grew gradually though unevenly. During the 3rd census (Rus. ревизия) of the early 1760s, there were about one thousand Old Believers (one third of the population of Yekaterinburg). During the period of toleration between the 1780s and 1820s, the Assumption and St Nicholas Chapels were formed, and by the end of Alexander I’s reign, there were almost 1500 Old Believers most of whom were either merchants or petty bourgeois. The communities shrank due to the inculcation of Old Belief in the 1830s–1850s, leading to the number of Old Believers decreasing to only some percent. Later on, the number of the urban Old Believers grew again due to the migration of peasants during the post-reform time. The latter influenced the class composition of the parish, especially among youth with peasants making up the majority of them in the early 20th century. Most Old Believers owned accommodation which was a beneficial factor for the adaptation of the new members of the community who had no houses of their own. The cartographic visualisation of the religious landscape connected with the history of the urban Old Believer communities of the Beglopopovtsy (Chasovennye) helps localise them in the space of Yekaterinburg between the 18th and early 20th centuries and reveal the independence of the community with its two chapels, the structure of the parish and the clergy, its preference for same-religion marriages, and its own cemetery.en
dc.description.sponsorshipРабота выполнена частично при финансовой поддержке РФФИ, грант № 15-06-08541 «Религиозное разнообразие евразийского города: статистический и картографический анализ (на примере Екатеринбурга в конце XIX — начале XXI в.)» (анализ статистики, подготовка карт) и за счет РНФ, проект 16-18-10105 «Этно-религиозная и демографическая динамика в горной Евразии в конце XIX — начале XX в. на примере Урала и Скандинавии» (анализ данных метрических книг).ru
dc.description.sponsorshipThe work is partly sponsored by the Russian Foundation for Basic Research, Grant 15-06-08541 “The Religious Diversity of a Eurasian City: Statistical and Cartographic Analysis (with Reference to Yekaterinburg in the Late 19th — Early 21st Centuries)” (Statistical analysis of 18th — 19th centuries data about population, cartographic visualisation), and the Russian Science Foundation, Grant 16-18-10105 “Ethno-religious and Demographic Dynamics in Mountainous Eurasia around 1900. A Comparison of the Urals and Scandinavia” (1907–1918 church books analysis).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relationinfo:eu-repo/grantAgreement/RSF//16-18-10105en
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172)ru
dc.subjectИСТОРИЯ РОССИИru
dc.subjectИСТОРИЯ УРАЛАru
dc.subjectМИГРАЦИИru
dc.subjectСТАРООБРЯДЧЕСТВОru
dc.subjectБЕГЛОПОПОВЦЫru
dc.subjectЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕru
dc.subjectГОРОДru
dc.subjectСТАТИСТИКАru
dc.subjectКАРТОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗru
dc.subjectHISTORY OF RUSSIAen
dc.subjectHISTORY OF THE URALSen
dc.subjectMIGRATIONen
dc.subjectOLD BELIEFen
dc.subjectBEGLOPOPOVTSYen
dc.subjectCHASOVENNYEen
dc.subjectCITYen
dc.subjectSTATISTICSen
dc.subjectCARTOGRAPHIC ANALYSISen
dc.titleСтарообрядцы-часовенные Екатеринбурга: численность, сословная принадлежность и проявление конфессиональной обособленностиru
dc.title.alternativeThe Old Believers of Yekaterinburg: Number, Social Status, and Religious Identityen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=32780615-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2018.20.1.013-
local.contributor.employeeБоровик (Клюкина), Юлия Викторовнаru
local.description.firstpage160-
local.description.lastpage180-
local.issue1 (172)-
local.volume20-
dc.identifier.wosWOS:000452470800013-
local.fund.rsf16-18-10105-
local.fund.rffi15-06-08541-
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2018-172-14.pdf5,25 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.