Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55646
Название: Темпоральные модели расширения настоящего в грамматической системе и художественном тексте (на материале «Крохоток» А. И. Солженицына)
Другие названия: Temporal Models of Expansion of the Present Tense in the Grammatical System and Literary Text (With Reference to Krokhotki by A. I. Solzhenitsyn)
Авторы: Петрухина, Е. В.
Petrukhina, E. V.
Дата публикации: 2017
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Петрухина Е. В. Темпоральные модели расширения настоящего в грамматической системе и художественном тексте (на материале «Крохоток» А. И. Солженицына) / Е. В. Петрухина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 4 (169). — С. 176-193.
Аннотация: Целью статьи является концептуальный анализ употребления форм настоящего времени в минирассказах А. И . Солженицына «Крохотки». Мы стремились показать релевантность грамматической семантики для исследования восприятия времени в языковом сообществе. Особенности русской временной системы, как известно, определяются взаимодействием грамматических категорий времени и вида. Презентные формы несовершенного вида выражают все типы настоящего времени, объединяя актуальное, обобщенное и метафорическое настоящее (настоящее историческое). Тем самым в русском языке создается механизм расширения настоящего. Образ времени в «Крохотках», определяемый в литературоведении как «укрупнение мгновения», приобретает особую значимость в связи с осмыслением тех описанных в социологии изменений в восприятии онтологических параметров времени, которые происходят под влиянием современных компьютерных технологий и интернета. В частности, претерпевают изменения представления о конкретном мгновении в линейном потоке времени и о границах настоящего. Анализ художественного образа времени проводится с опорой на методологию и методику филологического анализа художественного текста, изложенные в учебнике Л. Г. Бабенко (2004). Модель времени в «Крохотках» отличается, с одной стороны, эффектом замедления времени и сосредоточенностью повествователя на актуальном моменте с максимальной детализацией всех аспектов изображаемого события, а с другой — расширением границ текущего момента за счет его обобщения. Широкий диапазон семантики грамматического настоящего позволяет А. И . Солженицыну создать многомерный образ времени, раскрывающий ценность моментов жизни, с максимальной детализацией всех аспектов изображаемого события и обобщения их значимости. Такой образ момента времени выступает как семантическая доминанта всего произведения, состоящего из семнадцати миниатюр. Для образа времени в этом литературном произведении большое значение имеет также композиция двух циклов «крохоток» — то, что оба цикла заканчиваются миниатюрами в форме молитв. Как литературный жанр, поэтическая молитва, сохраняя основные конституирующие черты религиозной молитвы, приобретает некоторые особенности, свойственные лирическому литературному произведению: позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области «невыразимого». Проведенный концептуальный анализ темпоральных моделей важен для определения хранящихся в русском языке когнитивных ориентиров в познании онтологии времени.
The aim of this article is to carry out a conceptual analysis of the usage of present forms in the mini-stories Krokhotki (Eng. Miniatures or Prose Poems) by A. I. Solzhenitsyn. The author tries to show the relevance of grammatical semantics to the study of perception of time in a given language community. The features of the Russian tense system are defined by the interaction of tense and aspect. Imperfective present forms express all types of present semantics bringing together the current, generalised, and metaphorical present (Praesens Historicum). Thus, there appears a mechanism of expansion of the present in the Russian language. The image of time in the Krokhotki, defined in literary studies as “coarsening of a moment”, becomes particularly important in connection with the comprehension of changes in the perception of ontological parameters of time described in sociology. Such changes occur under the influence of modern computer technologies and the global Internet. More particularly, the notions of experiencing a moment in a linear flow of time, and the boundaries of the present time change. The model of time in Krokhotki is characterised, on the one hand, by the effects of time dilation and concentration of the narrator on the current moment with maximum detail of all aspects of the depicted events, and on the other — by the expansion of boundaries of the current moment due to its generalisation. This is how the full conceptual potential of the present tense is implemented. A wide range of grammatical semantics of the present tense allows for the creation of a multi-dimensional image of time, revealing the value of life moments with maximum detail of all aspects of the depicted events and generalisations of their significance. Such an image of a moment of time serves as a semantic dominant of the whole literary work consisting of 17 miniatures. The composition of two cycles of miniatures in the Krokhotki is very important for the image of time, too; each cycle ends in miniatures in the form of prayers. As a literary genre, the poetic prayer, keeping the basic features of a religious prayer, gets some features inherent in lyrical literary work: it allows the artist to reveal the deep layers of the creative and the human “I” and to express what generally refers to the area of the ineffable. The analysis of temporal patterns of language is important to determine the cognitive landmarks in the cognition of time ontology preserved in the Russian language.
Ключевые слова: TEMPORAL MODELS
PRESENT TENSE
PHILOLOGICAL ANALYSIS OF LITERARY TEXT
A. I. SOLZHENITSYN
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН
«КРОХОТКИ»
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55646
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794378
Идентификатор WOS: WOS:000453203200013
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2017.19.4.072
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 4 (169)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2017-169-13.pdf2,21 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.