Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55643
Название: Раскольники в «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевского: взаимодействие художественного текста с публицистикой
Другие названия: Schismatics in F. M. Dostoyevsky’s The House of the Dead: the Interaction of an Artistic Text with Political Essays
Авторы: Ми Сюйян
Mi Xuyang
Дата публикации: 2017
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ми Сюйян. Раскольники в «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевского: взаимодействие художественного текста с публицистикой / Ми Сюйян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 4 (169). — С. 139-146.
Аннотация: Статья посвящена мотиву раскольничества в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Д остоевского. В ходе анализа отмечено взаимодействие текста «Записок…» с публицистикой 1860-х гг. При изображении кроткого образа старика-старообрядца писатель преувеличил серьезность его преступления, чтобы подчеркнуть его бунтарский потенциал. Это перекликается с его дальнейшей полемикой с западниками и славянофилами в статье «Два лагеря теоретиков», где Достоевский отмечает в сторонниках раскола стремление к истине, которое для него является залогом надежды на будущее в русской жизни. В изображении тюремных бегунов в «Записках…» сказывается возможное влияние статьи А. П. Щапова о сектантских бегунах: у обоих бегство понимается в первую очередь как вид народного протеста. Потребность страдания в «Записках…» свойственна не бегунам, а старику и другому арестанту, причем об очищающей функции страдания, ставшей одной из важнейших тем позднего творчества Достоевского, еще ничего не упоминается. Раскольник и бегуны в «Записках…» предвещают Макара Долгорукого в «Подростке». Однако раздвоенный образ старика-раскольника все же еще далек от идеального образа Макара. Парадоксальный образ последнего стал зародышем целого ряда героев дальнейших произведений писателя, в которых «гордыня» уживается с «кротостью».
This article is devoted to the motif of Schism in Fyodor Dostoyevsky’s The House of the Dead. The analysis marks the interaction of The House… with the essays of the 1860s. While depicting the meek image of an old schismatic (Rus. raskolnik), Dostoyevsky exaggerated the seriousness of his crime in order to emphasise his rebellious potential. This echoes Dostoyevsky’s controversy with the Westernisers and Slavophiles in his essay Two Camps, where in the advocates of the Schism, he sees aspiration for truth, which he considers a pledge of hope for the future in Russian life. In the depiction of prison runaways (Rus. beguny) in The House…, one can see the possible impact of A. P. Shchapov’s article on sectarian runaways: in both works, escape is understood in the first place as a form of popular protest. The need for suffering in The House… is not characteristic of the runaways, but of the old schismatic and another prisoner. Moreover, nothing is said about the purifying function of suffering, which is one of the most important topics of Dostoyevsky’s later works. The schismatic and runaways in The House… foreshadow Makar Dolgoruky in Dostoyevsky’s The Raw Youth. However, the schismatic’s ambivalent image is still far from Makar’s ideal image. The paradoxical image of the latter became the basis of a series of characters of Dostoyevsky’s later works, in whom “haughtiness” is combined with “meekness”.
Ключевые слова: DOSTOYEVSKY
OLD BELIEF
SECTARIANISM
BEGUN
SHCHAPOV
SALTYKOV-SHCHEDRIN
POCHVENNICHESTVO
ДОСТОЕВСКИЙ
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
СЕКТАНТСТВО
БЕГУН
ЩАПОВ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
ПОЧВЕННИЧЕСТВО
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/55643
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794375
Идентификатор WOS: WOS:000453203200010
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2017.19.4.069
Сведения о поддержке: Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований РАН «Историческая память и российская идентичность».
The research is part of the program of fundamental research of the Russian Academy of Sciences “Historical Memory and Russian Identity”.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 4 (169)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2017-169-10.pdf2,11 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.