Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/55508
Title: Эндаумент-фонды вузов: целесообразность, перспективы, наилучшие практики
Other Titles: Endowment funds of universities: best practices, feasibility and prospects
Authors: Кульпин, С. В.
Kulpin, S.
Issue Date: 2017
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Кульпин С. В. Эндаумент-фонды вузов: целесообразность, перспективы, наилучшие практики / С. В. Кульпин // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г. : в 2-х т.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — Т. 1. — С. 220-223.
Abstract: Нелинейность в экономической среде высшей школы России стала проявляться с переходом экономики страны на капиталистические рельсы. Советская модель финансирования высшей школы была сугубо линейной. Других источников поддержания бюджетов вузов, кроме государственного заказа на подготовку кадров и проведения исследования, практически не было. Результат развития вузов был строго определен и предсказуем. Современные вузы стараются найти дополнительные пути финансирования своей деятельности, что говорит о проявлении нелинейности в экономико-финансовых моделях обеспечения работы вузов. Одним из проявлений нелинейности развития экономики вузов в России является развитие фондов целевого капитала, или эндаумент-фондов. Это следствие того, что вузы стараются идти по пути большей независимости и автономии от государства. Капитализация экономики страны побуждает вузы искать новые статьи дохода. Некоторые эксперты расценивают фонды целевого капитала, как институты социальных инвестиций, не связанных с ростом государственных расходов и коммерциализацией социальной сферы. Российские вузы переняли опыт западных стран, где опыт создания эндаументов измеряется столетиями. Можно говорить о том, что фонды целевого капитала в разных странах имеют схожие свойства, если их рассматривать с точки зрения институтов рыночной экономики, но при этом они могут различаться в контексте законодательства, истории страны, культуры и т.д. В статье предлагается оценить перспективы развития фондов целевого капитала в российских вузах, их целесообразность, основные проблемы их формирования и развития. Автор предлагает обратиться к успешным практикам реализации эндаументов-фондов в российском высшем образовании. Также предлагается классифицировать эндаумент-фонды на основе кейсов создания и развития эндаумент-фондов в российских вузах. Научная новизна исследования состоит в актуализации современного состояния фондов целевого капитала в российских вузах, а также в попытке их классификации. Данная статья будет полезна исследователям экономического развития высших учебных заведений, работникам финансовой сферы университетов, а также экспертам в данной области.
Non-linearity in the economic environment of higher education in Russia has begun to show with transition of national economic system to capitalism. The Soviet model of financing of higher schools was strictly linear. There were no other sources for financing universities activities apart from state funding for training and researching. The result of the development of higher education institutions was strictly defined and predictable. Modern Russian universities try to find additional ways to finance their activities. This fact demonstrates the manifestation of non-linearity in the economic and financial models of universities provision. One of the elements of non-linear model of higher education development is development of the endowment funds. Endowment is integral part of university strategy aimed to be more independent and autonomous from the state. Some experts consider endowment funds social investment institutions that are not linked with growth of government expenditures and commercialization of social sphere. Russian high schools have adopted practices of the Western countries that have been developing endowment for a long time. It is important to note that endowment funds in different countries have similar properties. However, if endowments funds are considered from the point of view of market economy insti tutions, they could be different in the context of the legislations, country's history, culture, etc. The article proposes to assess prospects for the endowment funds development in Russian high schools, their practicality, main problems of their formation and development. The author suggests applying to the practices of successful implementation of the endowment funds in Russian higher education. It is also proposed to classify the endowment funds based on Russian case studies. The scientific novelty of this research consists in the describing of the current state of the endowment funds in Russian high education as well as in an attempt to classify them. This article will be useful for researchers who are interested in the economic development of the higher education institutions, employees of the financial sphere of high schools, experts in this field.
Keywords: ЭНДАУМЕНТ-ФОНД
ФОНД ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ
FINANCIAL ENDOWMENT
HIGHER EDUCATION
NON-LINEAR MODEL OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT
URI: http://hdl.handle.net/10995/55508
Conference name: Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий»
Conference date: 21.04.2017-22.04.2017
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=32295100
ISBN: 978-5-7996-2230-5
978-5-7996-2231-2
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 16-18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и соц иальной неопределенности»).
RSCF project card: 16-18-10046
Origin: Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Т. 1. — Екатеринбург, 2017
Appears in Collections:Конференции, семинары, сборники

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
978-5-7996-2231-2_059.pdf314,8 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.