Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/54433
Title: Поиски альтернативы конфессиональному религиозному образованию в Европе: критическая рефлексия опыта
Other Titles: In search of alternative to religion education in Europe: critical assessment
Authors: Menshikov, A. S.
Iakimova, O. A.
Меньшиков, А. С.
Якимова, О. А.
Issue Date: 2017
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Меньшиков А. С. Поиски альтернативы конфессиональному религиозному образованию в Европе: критическая рефлексия опыта / А. С. Меньшиков, О. А. Якимова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2017. — Т. 23, № 4 (168). — С. 165-180.
Abstract: The article aims at stepping beyond this opposition by analyzing the forms and models of religious education in European countries. Religious education is addressed from the perspective of human rights rather than governmental and confessional interests. The authors focus on the two major cases: Belgium, in which Catholicism remains a prevalent religion, and France , where under secularism religion had been excluded from the school curriculum. In the framework of post-secular methodology the issues of stigmatization and segregation in confessional separate education as well as the risks of ideological citizenship education offered as an alternative to confessional education are being addressed. The authors claim that the model adequate to the challenges of the day should combine citizenship education (in democratic values) with training in communicative skills (for multi-ethnic and multi-religious society) and be based on the knowledge of religious traditions of the country.
В статье на основе анализа опыта взаимодействия религии и образовательной среды европейских стран предпринимается поиск выхода из бинарной оппозиции «светское — религиозное». Проблема обучения религии рассматривается с позиций прав и свобод индивидов и сообществ, а также их потребностей и интересов на примере Бельгии как страны с сильными католическими традициями и секулярной Франции, придерживающейся политики исключения религии из школьного образования. В методологии постсекулярности поднимаются проблемы стигматизирующих и сегрегирующих последствий организации религиозного образования по конфессиональным границам, а также рисков идеологизации программ гражданского образования как альтернативы обучения религии. В качестве наиболее эффективной на сегодняшний день модели обучения религии в школах предлагается модель, комбинирующая гражданское обучение с развитием навыков межрелигиозного и межкультурного общения на основе религиоведческого знания о религиозном плюрализме конкретной страны.
Keywords: ПОСТСЕКУЛЯРНОСТЬ
ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НЕКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ
POST-SECULARITY
RELIGIOUS EDUCATION IN EUROPE
CONFESSIONAL EDUCATION
CITIZENSHIP EDUCATION
NON-CONFESSIONAL EDUCATION
URI: http://hdl.handle.net/10995/54433
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=30766850
ISSN: 2227-2275
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01194).
RSCF project card: 17-18-01194
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 4 (168)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1, Проблемы образования, науки и культуры

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurp-2017-168-20.pdf3,57 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.