Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/53911
Название: Оперная ария как литературный текст: феномен межжанрового взаимодействия
Другие названия: Operatic Aria as a Literary Text: the Phenomenon of Intergenre Interaction
Авторы: Samkova, A.
Самкова, А. А.
Дата публикации: 2017
Издатель: Кабинетный ученый
Библиографическое описание: Самкова А. А. Оперная ария как литературный текст: феномен межжанрового взаимодействия / А. А. Самкова // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр : сборник научных трудов. — Москва : Кабинетный ученый, 2017. — С. 36-41.
Аннотация: The article examines the operatic aria as a «synthetic» genre phenomenon based on combination of verbal text and its musical accompaniment. Accordingly, during different periods of the opera art's development, the importance of «verbal» and «musical» components varied in some cases in favor of the precedent literary text, in other cases in favor of the musical framing. Either way, the precedent literary text inevitably plays an important role in the semantic and structural organization of the operatic aria. The article describes the examples of the incorporation of a literary text into the operatic aria, particularly on the examples of elegy and serenade. As an example of matching operatic aria as a serenade was given Don Giovanni's aria by W. A. Mozart. Also the author analyzed possibility of a complex intersection of the elements of different literary genres in a single aria. In this article Lensky's aria from P. I. Tchaikovsky's “Eugene Onegin” was analyzed as a variant of the complex interactions of the elegy and serenade within a single aria.
В статье рассматривается оперная ария как синтетический жанровый феномен, базирующийся на сочетании словесного текста и его музыкального сопровождения. Соответственно, в разные периоды развития оперного искусства значимость словесного и музыкального в оперных ариях варьировалась в одних случаях в пользу прецедентного литературного текста, в других случаях в пользу музыкального обрамления. Так или иначе, важную роль в смысловой и структурной организации оперной арии неизбежно играет прецедентный по отношению к ней литературный текст. В статье рассмотрены примеры инкорпорации литературного текста в оперную арию, в частности на примерах элегии и серенады. В качестве образца совпадения оперной арии и серенады рассмотрена ария Дон Жуана из оперы В. А. Моцарта. Отдельно в статье проанализирована возможность сложного взаимопереплетения в рамках одной арии элементов разных литературных жанров: в данном случае на примере арии Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» был проанализирован вариант взаимодействия элегии и серенады.
Ключевые слова: OPERA
ARIA
PRECEDENT TEXT
ELEGY
SERENADE
DON GIOVANNI
EUGENE ONEGIN
ОПЕРА
АРИЯ
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ
ЭЛЕГИЯ
СЕРЕНАДА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
«ДОН ЖУАН»
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/53911
Конференция/семинар: Научно-практическая конференция, посвященная памяти доктора филологических наук, профессора В. М. Павермана
Дата конференции/семинара: 08.11.2016
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=30740623
ISBN: 978-5-7584-0267-2
Источники: Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр. Вып. 3
Располагается в коллекциях:Павермановские чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
paverman_2017_006.pdf123,97 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.