Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/52535
Название: | Тактильное начало в поэзии Юрия Левитанского |
Другие названия: | The tactile in the poetry of Yury Levitansky |
Авторы: | Шафаренко, Н. Д. Shafarenko, N. D. |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Шафаренко Н. Д. Тактильное начало в поэзии Юрия Левитанского / Н. Д. Шафаренко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 3 (166). — С. 252-259. |
Аннотация: | Имя Юрия Левитанского (1922–1996) нечасто встречается в литературоведческих, критических и учебных обзорах русской поэзии второй половины XX в. Заслугу его стихов видят в органичном сочетании фронтовых «воспоминаний» с «сегодняшним мироощущением», предпринимаются попытки указать на главенствующее в его стихах начало: это «время», «доброта и жалость», «стыд», «сострадание», склонность к «меланхолии», «негромкость голоса», и лишь намечаются некоторые связи с интересующей нас особенностью образной выразительности его стихов. Однако не менее важным для понимания поэзии Ю. Левитанского является тактильный компонент, связанный с категорией «живого», нашедший отражение на разных уровнях организации стихотворного текста и являющийся одним из структурообразующих начал произведений поэта. В статье проводится образно-тематический анализ основных его книг — «Кинематограф» (1970), «День такой-то» (1976), «Письма Катерине, или Прогулки с Фаустом» (1981), «Белые стихи» (1991), — в ходе которого впервые выявлена изменяющаяся с течением времени специфика тактильно воспринимаемой образности. Рассматривая знаковые для поэта тактильные мотивы в каждой из указанных книг, автор статьи обозначает сквозное движение означенного начала, сопрягаемого с визуальным и акустическим компонентами, в соответствии с чем выстраивается следующая закономерность: визуальный «Кинематограф» — визуально-тактильный «День такой-то» — визуально-тактильно-акустические «Письма Катерине…» — тактильно-акустические «Белые стихи». Выявленные характеристики важны для понимания жанра книги стихов в трактовке Ю. Левитанского. The name of Yuri Levitansky (1922–1996) is rarely found in the literary, critical, and educational reviews of the Russian poetry of the second half of the 20th century. The merit of his poems is mostly seen in the organic combination of front “memories” with “today’s sense of the world”, and researchers attempt to point out the dominant features of his poetry. They are “time”, “kindness and sympathy”, “shame”, “compassion”, a tendency to “melancholy”, and “low voice”. However, this only establishes a limited number of connections with the artistic expressivity of his poems that are of special interest to the author of this article. What is as important though to understand Levistansky’s poetry is the tactile component connected with the category of “the live” which is reflected on different levels of the poetic texts and is one of the fundamental principles of the poet’s works. The author analyses the images and themes of his main books, i.e. Cinematograph (1970), Such and Such Day (1976), Letters to Catherine, or Walks with Faust (1981), White Verses (1991), and for the first time reveals the ever transforming imagery perceived tactilely. Considering the tactile motifs key to the poet’s creative work, the author points out the prevailing character of the aforementioned motif combined with the visual and acoustic components which helps establish the following pattern between the poems in question, regarding the most pronounced components in them: the visual component in Cinematograph, the visual and tactile in Such and Such Day, the visual, tactile and acoustic in Letters to Catherine, and the tactile and acoustic in White Verses. The characteristics revealed are essential for the understanding of genre of the poetry book as viewed by Levitansky. |
Ключевые слова: | ТАКТИЛЬНОСТЬ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЕ МОТИВ ЖИВОГО ЧУВСТВО РУКИ ПОНИМАНИЕ ВРЕМЯ TACTILITY REALITY MOTION MOTIF OF THE LIVE FEELING HANDS UNDERSTANDING TIME |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/52535 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=30513972 |
Идентификатор WOS: | WOS:000453202300018 |
ISSN: | 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2017.19.3.056 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 3 (166) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2017-166-19.pdf | 2,05 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.