Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/49015
Название: Литература и живопись: неканонический случай интермедиального взаимодействия (на материале картины Андреа дель Сарто «Девушка с томиком Петрарки»)
Другие названия: Literature and Painting: A Non-Canonical Case of Intermedial Interaction (with Reference to Andrea del Sarto’s Portrait of a Woman with a Volume of Petrarch)
Авторы: Марков, А. В.
Турышева, О. Н.
Markov, A. V.
Turysheva, O. N.
Дата публикации: 2017
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Марков А. В. Литература и живопись: неканонический случай интермедиального взаимодействия (на материале картины Андреа дель Сарто «Девушка с томиком Петрарки») / А. В. Марков, О. Н. Турышева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 2 (163). — С. 83-91.
Аннотация: Статья посвящена проблематике взаимодействия разных медиа, функционирующих в составе единого художественного целого. Авторы рассматривают неканонический случай интермедиальных связей между литературой и живописью. Это случай, в рамках которого феномен словесной культуры становится предметом живописной репрезентации. Материал исследования составляет картина итальянского ренессансного художника Андреа дель Сарто «Портрет девушки с томиком Петрарки» (1528). Доказывается, что живописный образ способствует прояснению собственно литературных смыслов. Делается вывод о том, что изображение читательницы моделирует комментарий к смысловой стороне книги, являющейся предметом запечатленного на полотне чтения, а также способствует пониманию характера его воздействия на современников. Такой результат достигается благодаря тому, что исследуемое изображение включается в обширный контекст — контекст презентации книги и чтения в живописном искусстве европейского Возрождения. В качестве такового в статье фигурируют живописные изображения читающей Марии, а также картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1516–1517). Привлеченный контекст позволил выявить специфику понимания Петрарки его ближайшими потомками. Данное наблюдение, в свою очередь, способствует пониманию запечатленного Петраркой внутреннего конфликта, связанного с воспеванием Лауры. Кроме того, в рамках интермедиального анализа было сформулировано характерное для художника позднего Возрождения отношение к феномену женского чтения, отличное от общего антифеминистского фона.
This article focuses on the issue concerning the interaction between different media, functioning as components of a single work of art. The authors consider a non-canonical case of intermediary relations between literature and painting, more particularly, a case when a phenomenon of verbal culture becomes the subject of a pictorial representation. The material of the research is a picture of the Italian Renaissance painter Andrea del Sarto Portrait of a Woman with a Volume of Petrarch (1528). It is proved that the image helps clarify the implications of the literary work. The authors conclude that the image of the reader serves as a commentary to the contents of the book depicted, and also helps understand the nature of its perception by contemporaries. This becomes possible as the painting in question is placed against a broad aesthetic background — the context of the presentation of the book and reading in European Renaissance painting. In order to do this, the authors refer to the images of Virgin Mary reading, as well as Leonardo da Vinci’s painting St John the Baptist (1516–1517). This context helps reveal the specificity of Petrarch’s works interpretation by his immediate descendants. This observation, in its turn, contributes to an understanding of Petrarch’s internal conflict associated with the Laura cult. Additionally, within the framework of the intermedial analysis, the authors formulate a common artistic attitude of the late Renaissance to the phenomenon of female reading, different from the general anti-feministic background.
Ключевые слова: ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ
ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ
АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО
«ДЕВУШКА С ТОМИКОМ ПЕТРАРКИ»
ПЕТРАРКА
ЧИТАТЕЛЬНИЦА В ЖИВОПИСИ
INTERMEDIALITY
LITERATURE AND PAINTING
ANDREA DEL SARTO
PORTRAIT OF A WOMAN WITH A VOLUME OF PETRARCH
PETRARCH
WOMEN READERS IN PAINTING
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/49015
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29739465
ISSN: 2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2017.19.2.025
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2 (163)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2017-163-05.pdf13,62 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.