Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/49013
Название: | Византийские черты в росписях церкви Сант Анджело ин Формис |
Другие названия: | Byzantine Traits in the Wall Paintings of the Church of Sant’Angelo in Formis |
Авторы: | Орецкая, И. А. Oretskaia, I. A. |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Орецкая И. А. Византийские черты в росписях церкви Сант Анджело ин Формис / И. А. Орецкая // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 2 (163). — С. 56-67. |
Аннотация: | Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта, цель которого — изучение памятников, созданных византийскими или подражавшими им художниками в разных концах византийской ойкумены на рубеже XI–XII в. В работе использованы методы историко-культурного, стилистического и иконографического анализа. Церковь Сант Анджело ин Формис близ Капуи была отстроена и расписана при аббате Дезидерии в 1070-е гг. В ее украшении принимали участие южноитальянские художники, прошедшие выучку у византийских мастеров, возможно, у тех, что ранее работали в базилике св. Бенедикта в Монтекассино, или знакомые с византийскими моделями. Стиль росписей, обнаруживающий некоторое сходство с произведениями византийского искусства, по преимуществу романский. Византийское влияние сильнее проявилось в их иконографии. Так, композиция апсиды напоминает византийские иллюстрации к евангельским Прологам. Изображение Страшного суда на западной стене, несмотря на ряд различий, больше похоже на мозаику Торчелло и миниатюры Четвероевангелия (BN, gr. 74), чем на примеры из западного искусства. Сцены на сюжеты из Ветхого Завета, помещенные не в дополнение к новозаветным, как это часто делалось, а совершенно отдельно, имеют в основе либо византийские модели (иллюстрации Октатевхов), либо раннехристианские, чаще всего римские. Для построения новозаветных сцен иногда использовались не самые распространенные схемы, однако в большинстве случаев им можно найти аналогии в произведениях византийского искусства, прежде всего, в миниатюрах рукописей и в произведениях декоративно-прикладного искусства. Во многих случаях провести границу между византийскими истоками, общими для восточного и западного искусства мотивами, и деталями, восходящими к раннехристианским изображениям, очень сложно. This article is a part of the project that aims at studying the traits of style and images in the works of art created by Byzantine painters or by artists strongly influenced by them in various territories of the Byzantine world at the turn of the 11th and 12th centuries. The methods used in the work are cultural and historical, iconographical and stylistic analysis. The church of Sant’Angelo in Formis near Capua was rebuilt and embellished in the time of abbot Desiderius during the 1070s. Its wall paintings were made by South-Italian artists that either adopted their skills from Byzantine painters, probably, from those who worked for Desiderius in the basilica of St Benedict in Montecassino, or followed Byzantine models. However, the style of the wall paintings, which manifests some similarity to Byzantine works of art, is par excellence Romanesque. Byzantine influence is much more evident in their iconography. Thus, the composition in the apse reminds of illustrations to the Gospel Prologues. The image of the Last Judgment in the western wall, in spite of a number of differences, is more similar to the mosaic of the Cathedral of Santa Maria Assunta in Torcello or to the miniatures of the Tetraevangelion (BN, gr. 74), than to works of Western art. The Old Testament scenes, which were not placed in pendant to those from the New Testament, as it was often done, but quite separately from them, are based on the Byzantine (illustrations of the Octateuchs) or Early Christian, most often Roman models. Sometimes the layouts used for the New Testament scenes are not the ones that were most widespread; nevertheless, we may find their counterparts in Byzantine art, especially among the miniatures and works of applied arts. In many cases the border between Byzantine sources, motifs common both for Eastern and Western art, and details harking back to the Early Christian tradition can hardly be established. |
Ключевые слова: | РОСПИСЬ ФРЕСКА ВИЗАНТИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО ИКОНОГРАФИЯ СТИЛЬ ОБРАЗ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СЮЖЕТЫ НОВОЗАВЕТНЫЕ СЮЖЕТЫ WALL PAINTING FRESCO BYZANTINE PAINTING ROMANESQUE ART ICONOGRAPHY STYLE IMAGE OLD TESTAMENT SCENES NEW TESTAMENT SCENES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/49013 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=29739463 |
ISSN: | 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2017.19.2.023 |
Сведения о поддержке: | Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №16-04-00316. The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research (scholarly project 16-04-00316). |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2 (163) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2017-163-03.pdf | 22,05 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.