Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.urfu.ru/handle/10995/43997
Название: Dostoyevsky and Tokarzewski: two sides of the same plot model
Авторы: Shunkov, A.
Yurtaeva, I.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Shunkov A. Dostoyevsky and Tokarzewski: two sides of the same plot model / A. Shunkov, I. Yurtaeva // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 4 — С. 134-147.
Аннотация: The paper considers the correlation between two literary works about Siberian hard labour: F. Dostoyevsky’s The House of the Dead and S. Tokarzewski’s memoirs Seven Years of Hard Labour. The authors use a comparative method to identify the archetypes present in each work. They establish that the difference in the archetypes is predetermined by contrasting attitudes to the same labour camp: their opposed perceptions of the same plot are based on the mythologisation and demythologisation of prison respectively. The Polish patriot’s view of his imprisonment in Siberia as nothing but cruel punishment which he endured with great courage resulted in a projection of martyrdom in his memoirs. The Russian writer’s exile in Siberia, however, had a sacral significance in line with the Russian national tradition. Gaining new knowledge by passing through death becomes the mythological basis for the so-called “image from a distance” found in The House of the Dead. Its analytical plot is the main factor for regarding this text as a novel on the one hand, and part of the hagiographic tradition on the other.
Рассматривается дискуссионная проблема соотношения произведений о сибирской каторге Федора Достоевского («Записки из Мертвого дома») и польского писателя XIX в. Шимона Токаржевского, проведшего в Сибири долгих семь лет («Семь лет каторги»). Используя сравнительно-типологический метод, авторы исходят из установки об оригинальности каждого литератора, сходство между произведениями которых предопределено условиями ссылки. Сопоставление произведений позволило обрисовать архетипические проекции каждого из рассматриваемых текстов. Различие их архетипов, по мысли исследователей, объясняется разным отношением к каторге, определяющим два противоположных восприятия одного сюжета, в основе которых – ее мифологизация и демифологизация. Польский патриот видел в поездке на каторгу в Сибирь только жестокое наказание, которое он вынес с мужеством борца. Поэтому жанровой проекцией мемуаров Токаржевского становится мученичество. Для русского писателя в соответствии с национальной традицией поездка в Сибирь приобретает сакральное значение. Получение нового знания, связанного с прохождением через смерть, составляет мифологическую основу «далевого образа» «Записок из Мертвого дома» Ф. Достоевского, поэтому аналитический сюжет этого произведения становится основным фактором, определяющим, с одной стороны, возможность романизации данного текста и, с другой, ориентацию темы «ухода» на традиции жития.
Ключевые слова: DOSTOYEVSKY F.
THE HOUSE OF THE DEAD
HISTORY OF 19TH CENTURY RUSSIAN LITERATURE
HISTORY OF 19TH CENTURY POLISH LITERATURE
TOKARZEWSKI S.
ДОСТОЕВСКИЙ Ф.
«ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА»
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В
ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В
МЕМУАРЫ
ТОКАРЖЕВСКИЙ Ш.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/43997
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27814562
Идентификатор SCOPUS: 85021951712
Идентификатор WOS: WOS:000398464900009
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2016.4.196
Источники: Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2016_09.pdf460,85 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.