Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/43871
Название: | Поколение «застоя» в книгах Э. Кочергина «Ангелова кукла» и В. Любарова «Праздник без повода» |
Другие названия: | The generation of “stagnation” in E. Kochergin’s Angel’s doll and V. Lyubarov’s Feast without a cause |
Авторы: | Барковская, Н. В. Barkovskaya, N. V. |
Дата публикации: | 2016 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Барковская Н. В. Поколение «застоя» в книгах Э. Кочергина «Ангелова кукла» и В. Любарова «Праздник без повода» / Н. В. Барковская // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 18, № 4 (157). — С. 139-153. |
Аннотация: | В статье рассматривается мироотношение людей позднесоветского периода на материале книг художников: «Ангелова кукла» Э. Кочергина и «Праздник без повода» В. Любарова. Обе книги автобиографичны, рассказывают о детстве и юности, о формировании художника, начале творчества. Выбор мотивирован тем, что авторы — состоявшиеся люди, выдающиеся художники, дающие пример того, как можно стать счастливым вопреки времени и обстоятельствам. Актуальность обращения к данному материалу обусловлена нередкими сбоями коммуникации между поколениями в условиях резкой смены социальной и куль- турной ситуации. Литература стремится восполнить функцию передачи опыта, не случайно сегодня активно развиваются жанры литературы нон-фикшн, в том числе мемуары. Автор статьи поддерживает мнение А. Юрчака, согласно которому люди периода «застоя» не могут быть разделены только на конформистов и диссидентов. Последнее советское поколение отстранялось от официальной идеологии, уходило на позиции «вненаходимости». Таким пространством свободы для Э. Кочергина явилось творчество театрального художника, для В. Любарова — художника-иллюстратора. Книги написаны уже в постсоветский период, рассказывают о времени, на которое пришлась пора творческого становления. Старший по возрасту, Э. Кочергин начинает с характеристики позднесталинского периода, В. Любаров сосредоточен на «оттепели», брежневском времени и перестройке. Разница в жизненном опыте обусловила различие в тональности повествования: рассказы Э. Кочергина более трагичны, рассказы В. Любарова — ироничны. Оба автора используют традицию устного рассказа, мастерски воспроизводят «просторечие эпохи». Избранные книги рисуют исключительных героев: талантливых, одаренных, мастеров своего дела, чудаков. Мемуарные по характеру, книги выполняют важную функцию передачи непосредственного жизненного опыта человека, сумевшего реализовать свой дар, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства. The article deals with the late Soviet period people’s attitude to the world, referring to books by artists: Angel’s Doll by E. Kochergin and Feast without a Cause by V. Lyubarov. Both books are autobiographical, and describe the authors’ childhood and youth, as well as the formation of the artists, and the beginning of their creative life. The choice is motivated by the fact that both authors are fulfilled men, and prominent artists, giving an example of how to be happy in spite of the time and circumstances. The interest in the material is caused by infrequent failures of communication between generations under abrupt transformations of the social and cultural situation. Literature tends to transfer life experience. And it is not by chance that different genres of nonfiction, including memoirs, are actively developing. The author shares the opinion of A. Yurchak, according to whom people of “stagnation” periods cannot be divided only into conformists and dissidents. The last Soviet generation did not share the official ideology, taking the position of outsiders. Thus, for Kochergin, the space of freedom was his work as a theatre painter, and for Lyubarov as an illustrator. The books in question were written during the post-Soviet period, and describe the time that saw their creative development. Being older than his counterpart, Kochergin begins with the characteristics of the late Stalin period, and Lyubarov focuses on the Thaw, Brezhnev time and Perestroika. The difference in their life experience led to a difference in the tone of the narrative: stories by Kochergin are more tragic; stories by Lyubarov are more ironic. Both authors use the oral storytelling tradition, and masterfully reproduce the vernacular of their era. The books in question depict exceptional characters: talented, gifted, masters of their craft, and eccentrics. Being memoirs in nature, the books have an important function: they transmit the live experience of a person that managed to realize their gift, despite all the adverse circumstances. |
Ключевые слова: | ПОСЛЕДНЕЕ СОВЕТСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВНЕНАХОДИМОСТЬ ПРОЗА ХУДОЖНИКА СКАЗ МЕМУАРЫ LAST SOVIET GENERATION OUTSIDEDNESS ARTIST’S PROSE TALE MEMOIRS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/43871 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=27675162 |
Идентификатор WOS: | WOS:000453196700010 |
ISSN: | 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2016.18.4.071 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 4 (157) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2016-157-11.pdf | 520,52 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.