Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/41821
Название: | Эвиденциальный потенциал обращений (на материале журналов для детей «Еж» и «Чиж» 1928–1941 гг.) |
Другие названия: | The Evidential Potential of Forms of Address (With Reference to Children’s Magazines Yozh and Chizh (1928–1941)) |
Авторы: | Брыкова, А. А. Brykova, A. A. |
Дата публикации: | 2016 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Брыкова А. А. Эвиденциальный потенциал обращений (на материале журналов для детей «Еж» и «Чиж» 1928–1941 гг.) / А. А. Брыкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 18, № 3 (154). — С. 194-204. |
Аннотация: | В статье исследуются обращения, обнаруживающиеся в вопросительных и ряде утвердительных предложений, вычлененных из журналов для детей «Еж» (1928–1935) и «Чиж» (1930–1941). Журналы «Чиж» и «Еж» — одни из наиболее значимых и своеобразных детских журналов советского периода, а обращение — один из элементов речевого этикета нового советского общества, который используется для решения ряда прагматических задач. Основная причина интереса лингвистов к обращению заключается в его одновременной связи с языковой реальностью, как единицы уровня синтаксиса, и внеязыковой реальностью социальных отношений в обществе. В статье делается предположение о том, что обращения в рассматриваемых контекстах реализуют особую прагматическую функцию, выступая в роли своеобразного маркера эвиденциальности, т. е. указания на канал информации. Эвиденциальное приращение обращений свидетельствует о том, что в рамках речевого акта они используются как указание на канал информации синкретичного свойства, достоверность которого обосновывается социальной ролью референта обращения. Помимо понятия о канале информации обращение актуализирует факт сообщения и характер информации. В свою очередь, эвиденциальный потенциал обращения стоит в прямой зависимости от его позиции в рамках текстового отрезка и от его лексического наполнения. Предпочтение в этом случае отдается социально значимым лексемам из тематических групп «Семья», «Должности и профессии», что в более широком плане является одним из способов реализации познавательной и воспитательной функций советских детских журналов, одна из целей которых — адаптация детей в новом обществе. The paper considers forms of address found in different types of questions and some types of affirmative sentences. The analysis is based on contexts taken from children’s magazines Yozh (Eng. “Hedgehog”) (1928–1935), and Chizh (Eng. “Siskin”) (1930–1941) which were among of the most significant and original Soviet children’s magazines. Forms of address are a speech element of the new Soviet society that serves to solve a number of pragmatic purposes. The main reason for linguistic attention to forms of address is due to their connection to linguistic reality as a syntactic unit and the extralinguistic reality of social relations. The author puts forward a hypothesis that the forms of address in the contexts under consideration have a special pragmatic function of an evidential marker, i.e. an indicator of the information source. The evidential connotation of the forms of address testifies to the fact that they are used as an indicator of the source of syncretic information whose existence is proved by the social role of the addressee. Except for the notion of the information source, the form of address substantiates the message itself and the type of information. In its turn, the evidential potential of the form of address directly depends on its position within the text and its lexical meaning. In this case, preference is given to socially important lexemes from the topic-specific groups, namely, family, offices and occupations, which — on a larger scale — are a means to realize the cognitive and educational functions of the Soviet children’s magazines, one of whose goals was to adapt children to the new society. |
Ключевые слова: | ОБРАЩЕНИЕ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАТЕГОРИЯ ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ЭВИДЕНЦИАЛЬНОЕ ПРИРАЩЕНИЕ КАНАЛ ИНФОРМАЦИИ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА FORM OF ADDRESS CHILDREN’S MAGAZINE CATEGORY OF EVIDENTIALITY EVIDENTIAL CONNOTATION INFORMATION SOURCE INFORMATION FEATURES THEMATIC GROUP |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/41821 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=27241184 |
Идентификатор WOS: | WOS:000453191900013 |
ISSN: | 2227-2283 |
DOI: | 10.15826/izv2.2016.18.3.053 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 3 (154) |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2016-154-13.pdf | 498,63 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.