Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41236
Название: Опыт нового прочтения родословной легенды князей Фоминских-Травиных: сюжет свадебной порчи
Другие названия: A new reading of the genealogy of the princes Fominsky-Travin: a story of wedding hexes
Авторы: Хоруженко, О.
Khoruzhenko, O.
Дата публикации: 2016
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Хоруженко О. Опыт нового прочтения родословной легенды князей Фоминских-Травиных: сюжет свадебной порчи / О. Хоруженко // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 3 — С. 175-189.
Аннотация: Исследуется легенда о разводе московского великого князя Симеона Ивановича Гордого вследствие свадебной порчи. Излагаются различные версии этого события по средневековым источникам и их интерпретации в исследовательской литературе. Наиболее популярная версия гласит, что брак Симеона Гордого и смоленской княжны Евпраксии Федоровны не был консумирован, поскольку она являлась своему супругу в образе мертвеца, из-за чего тот отослал княгиню к ее отцу и вскоре вступил в новый (третий по счету) брак. Показано, что этот рассказ восходит к родословной легенде о происхождении князей Фоминских от разведенной великой княгини Евпраксии Федоровны. Предполагается, что легенда возникла в среде Карповых, конкурировавших с Фоминскими за родовое старшинство, и в своем первом варианте точно соответствовала фольклорным аналогам. Легенда впервые изложена в родословной росписи Карповых, которая датируется первым десятилетием XVI в. Уже здесь она содержала искаженный, по предположению автора, текст. Фольклорная традиция знала свадебные происшествия, схожие с тем, что произошло на свадьбе Симеона Гордого и Евпраксии Федоровны. Порча, наведенная на одного из действующих лиц или на них обоих, согласно поверьям, могла привести либо к их физическому перерождению в медведя или другого зверя, либо к галлюцинациям, в которых жених или невеста представали перед своим избранником животным – змеей, волком или тем же медведем. Но ни в одном из вариантов подвергшиеся свадебной порче жених или невеста не воспринимались своим избранником мертвецом. Данные фольклора допускают предположение о том, что в родословной Карповых изложена вторая версия легенды, в то время как первая соответствовала фольклорным представлениям о последствиях свадебной порчи. Автор допускает как осознанное редактирование легенды, так и случайное искажение текста вследствие ошибки прочтения. Высказанное предположение о трансформации слова «медведь» в «мертвец» исследуется с учетом палеографии и историко-лингвистических данных. Легенду о свадебной порче княгини Евпраксии Федоровны предлагается прочитывать не так буквально, как это принято в современной исследовательской литературе.
The article studies the legend of how a ‘wedding hex’ caused the divorce of Simeon Ivanovich Gordyi (the Proud), Grand Prince of Moscow. The various versions of this event in medieval sources and the interpretations in the research literature are discussed. According to the most popular version, the marriage between Simeon Gordyi and Grand Princess Eupraxia Fedorovna of Smolensk was not consummated because the princess was made to look like a corpse in her husband’s eyes. Simeon thus sent the princess back to her father and entered into a new marriage, his third. This article demonstrates that this tale derives from a genealogical legend surrounding the origin of the princely Fominsky family. It is assumed that the legend was initially disseminated by the Karpov family, since they competed with the Fominskys for ancestral seniority. The legend appears for the first time in a Karpov genealogy dating from the first decade of the 16th century. Folkloric traditions are replete with tales of wedding accidents similar to that which befell Simeon Gordyi and Eupraxia Fedorovna. According to popular belief, a hex on either one of a newly-wed couple (or both) could lead to their physical transformation into an animal or hallucinations whereby one’s partner seemed to become a snake, a wolf, or a bear. However, hallucinating that one’s partner is a corpse was not a mainstay of folk traditions. Thus we may assume that the version of the legend that ultimately appeared might have been the result of either conscious distortion or reading errors. Linguistic slippage between the words ‘bear’ and ‘dead’ is another potential reason when we consider the paleographic data and the history of language. Therefore the legend of the wedding hex on Princess Eupraxia Fedorovna should not be read literally.
Ключевые слова: SIMEON GORDYI (THE PROUD)
PRINCES FOMINSKY
GENEALOGY
PALAEOGRAPHY
DESCENT LISTS
RUSSIAN FOLKLORE
СИМЕОН ГОРДЫЙ
КНЯЗЬЯ ФОМИНСКИЕ
ГЕНЕАЛОГИЯ
ПАЛЕОГРАФИЯ
РОДОСЛОВНЫЕ РОСПИСИ
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/41236
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27215055
Идентификатор SCOPUS: 85022006893
Идентификатор WOS: WOS:000384403800011
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2016.3.182
Источники: Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2016_11.pdf314,06 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.