Please use this identifier to cite or link to this item: http://hdl.handle.net/10995/40456
Title: Династическая смута в поздней Византии глазами великого канцеллярия Венецианской республики
Other Titles: Late Byzantine Dynastic Turmoil in the Eyes of the Grand Chancellor of the Republic of Venice
Authors: Возчиков, Д. В.
Vozchikov, D. V.
Issue Date: 2016
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Возчиков Д. В. Династическая смута в поздней Византии глазами великого канцеллярия Венецианской республики / Д. В. Возчиков // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 18, № 2 (151). — С. 92-102.
Abstract: В статье рассматривается картина борьбы за власть в династии Палеологов между императором Иоанном V и его сыном Андроником IV (1373–1379), представленная в хронике великого канцеллярия Венецианской республики Раффаино Карезини (ок. 1314–1390). В настоящем исследовании автор рассматривает изложение венецианским хронистом событий смуты в доме Палеологов в контексте конструирования венецианского мифа, в котором образы Другого были призваны оттенять идею уникальности и превосходства Венецианской республики. Карезини был достаточно информирован о ситуации в Византии, он обращал пристальное внимание на бедственное внешнеполитическое положение империи в XIV в. Борьба между Иоанном и Андроником в хронике Карезини представлена через призму борьбы интересов венецианцев, поддерживавших легитимного василевса Иоанна V, и генуэзцев, стоявших за его сыном. В венецианском нарративе XIII–XIV вв. сложилось представление об исключительном вероломстве византийцев, однако в хронике Карезини такими характеристиками, как интриганство, жестокость и склонность к разбою, наделены не греки, а главные соперники Венеции — генуэзцы. В целом, канцеллярий рассматривал Византию не столько как актора международных отношений, сколько как объект борьбы между более могущественными региональными игроками: Генуей, Венецией и Османским государством.
The article deals with the narrative of the intra-dynastic conflict between John V Palaiologos and his son Andronikos IV (1373–1379), as depicted in the contemporary chronicle of the Venetian Grand Chancellor Raffaino Caresini (ca. 1314–1390). The author examines Caresini’s narration about the discord in the house of Palaiologos in the context of the Venetian myth. Various images of the Other were essential for this myth to underline the uniqueness and superiority of the Republic of Venice. Caresini was well aware of the current state of affairs in Byzantium. The chronicler paid special attention to the precarious international position of the Empire in the 14th century. The struggle between John and his heir is regarded in Caresini’s chronicle through the prism of Veneto-Genoese rivalry, where Venice supported John and Genoa stood behind Andronikos. The Venetian narrative of the 13th and 14th centuries contained a stereotype about the Byzantine perfidy, but Caresini ascribed such negative characteristics as insidiousness, cruelty and inclination to robbery to the Genoese, the main rivals of the Venetians, not to the Greeks. In general, Caresini regarded Byzantium as an object of struggle between more powerful regional players: Genoa, Venice and the Ottoman state rather than a subject of international relations.
Keywords: ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ПОЗДНЯЯ ВИЗАНТИЯ
ВЕНЕЦИАНСКОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ
ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ
ДИНАСТИЯ ПАЛЕОЛОГОВ
ДИНАСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
ГЕНУЯ
REPUBLIC OF VENICE
LATE BYZANTIUM
VENETIAN HISTORIOGRAPHY
JOHN V PALAIOLOGOS
HOUSE OF PALAIOLOGOS
INTRA-DYNASTIC CONFLICT
GENOA
URI: http://hdl.handle.net/10995/40456
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=26693552
WOS ID: WOS:000453187700007
ISSN: 2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2016.18.2.029
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 2 (151)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2016-151-07.pdf722,49 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.