Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/36605
Название: | Книга о любви и верности: реконструкция образа отца-коммуниста в воспоминаниях дочери |
Другие названия: | A book of love and devotion: a communist father’s image reconstruction in the daughter’s memoirs |
Авторы: | Граматчикова, Н. Б. Енина, Л. В. Gramatchikova, N. Yenina, L. |
Дата публикации: | 2015 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Граматчикова Н. Б. Книга о любви и верности: реконструкция образа отца-коммуниста в воспоминаниях дочери / Н. Б. Граматчикова, Л. В. Енина // Quaestio Rossica. — 2015. — № 4. — С. 109-129. |
Аннотация: | The article is based on S. B. Navarskaya’s documentary story The Life of a Soviet Family between the 1930s and 1940s. Stalda Borisovna Navarskaya (1932-2013) calls her narrative a genealogy as it combines seven autobiographies (including her own one and that of her husband).This previously unstudied text came to being because of the writer’s need to tell her grandchildren and great-grandchildren about the hard and decent life of their ancestors and was published on the Calameo website shortly before the author of the genealogy deceased. The narration of S. B. Navarskaya, a famous Uralmash engineer and constructor, head of the constructor group for the designing and introduction of the Malyutka small-sized washing-machine only becomes possible and necessary at the time when the bitter lot of the family (exiles, arrests, deaths of starvation, etc.) may become public and perceived as other heroic texts. The central figure of S. Navarskaya’s family and personal history is her father, Boris Stepanov, and the chapter about him is subtitled A Life of a Communist. The article considers an intertwining of a number of discourses that are part of the autobiographic narrative of her father: they are excerpts of her father’s diary and his poems chosen by Navarskaya, a number of documents of the epoch (letters, orders, statements, certificates, deeds, etc.), his daughter’s frank and sharp language representing her father as a real communist, an ideal father and husband, and also concealed and more often than not unconscious means enabling Navarskaya to keep an idealized image of her own father. Among them is the tabooed reflection of well-known historical events, the interiorization of her father’s view of events, etc. The article describes the cultural code of the text introduced into the family history and her daughter’s narrative by Navarskaya’s mother: the events are commented on by means of poetic quotations and contain allusions to literary works. The author analyzes the combination of the writer’s father’s words about himself and people like him and the peculiarities of his transformation in the biographic narrative authored by his daughter. For Navarskaya the text about her father becomes one about herself too, and may be regarded as the work of an autobiographic memory that lasts as long as its owner’s life. The contrast of two types of narrative - that of a father about himself and that of his daughter about him - turn out to be a powerful deconstructing mechanism of the text that tells more than the author initially meant. The text is complete compositionally, as it opens with a pathetic overture for a grave mourning where the possibility of a catharsis is inherently opposed to loyalty and is thus rejected for the sake of the father’s memory as understood by the author of the genealogy. Статья написана на материале документальной повести С. Б. Наварской «Жизнь одной советской семьи в 30-е и 40-е годы 20 века». Стальда Борисовна Наварская (1932-2013) называет свое повествование «родословной», объединяя в нем семь биографических текстов (включая собственную автобиографию и автобиографию мужа). Этот текст, не исследованный ранее, появился благодаря ее желанию рассказать внукам и правнукам «о тяжелой и достойной жизни их предков» и был размещен на сайте Calameo незадолго до ухода из жизни автора «родословной». Повествование С. Б. Наварской, известного уралмашевского инженера-конструктора, главы конструкторской группы по разработке и внедрению малогабаритной стиральной машины «Малютка», становится возможным и необходимым в тот момент, когда горькая изнанка семейной истории (ссылки, аресты, смерти от голода и др.) может быть предана огласке и принята наравне с героическими страницами. Центральной фигурой семейной и личной истории С. Наварской является ее отец Борис Степанов, глава о котором имеет подзаголовок «Жизнь коммуниста». В статье рассматривается переплетение нескольких дискурсов, содержащихся в биографическом нарративе об отце: это фрагменты отцовского дневника и его стихи, отобранные Наварской, документы эпохи (письма, приказы, заявления, справки, акты и др.), открытое публицистически-заостренное слово дочери, позиционирующей отца как «настоящего коммуниста», идеального отца и мужа, а также более скрытые, частью бессознательные техники, позволяющие самой Наварской сохранить идеализированное представление о собственном отце. К числу последних относятся табуирование рефлексии относительно известных исторических событий, интериоризация отцовского взгляда на события и др. Раскрывается «культурный код» текста, привнесенный в историю семьи и в нарратив дочери матерью Наварской: события комментируются стихотворными цитатами или содержат аллюзии литературных произведений. В статье анализируется сочетание отцовского слова «о себе и себе подобных» и специфика его преображения в биографическом нарративе, написанном дочерью. Текст повествования об отце становится у Наварской и рассказом о себе и может быть рассмотрен как результат работы автобиографической памяти, продолжающейся в течение всей жизни ее носителя. Соположение двух типов высказываний - отцовского слова о себе и дочернего слова о нем - оказывается мощным деконструирующим механизмом текста, рассказывающим больше, чем хотел сказать автор. Текст имеет завершенную композиционную структуру, разворачивающуюся от патетической «увертюры» к намогильному плачу, где возможность катарсиса оказывается внутренне противопоставленной верности, а потому отвергается ради памяти отца, как ее понимает автор «родословной». |
Ключевые слова: | FAMILY HISTORY COMMUNIST SCENARIO NAIVE AUTHOR BEREZOVO KAZYM REBELLION СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗ КОММУНИСТА ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ НАИВНЫЙ АВТОР БЕРЕЗОВО КАЗЫМСКОЕ ВОССТАНИЕ |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/36605 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=25468758 |
Идентификатор WOS: | WOS:000367473200006 |
ISSN: | 2313-6871 2311-911X |
DOI: | 10.15826/qr.2015.4.128 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2015. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2015_06.pdf | 299,48 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.