Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/36467
Title: Турки под стенами Константинополя (1422): образ врага в восприятии защитников города
Other Titles: Turks under the Walls of Constantinople (1422): The Image of the Enemy viewed by the City’s Defenders
Authors: Кущ, Т. В.
Kushch, T. V.
Issue Date: 2015
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Кущ Т. В. Турки под стенами Константинополя (1422): образ врага в восприятии защитников города / Т. В. Кущ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2015. — № 4 (145). — С. 105-115.
Abstract: Сочинение об осаде и штурме турками-османами Константинополя летом 1422 г., составленное Иоанном Кананом, содержит богатый материал для имагологического исследования. Опираясь на данные этого сообщения, в статье анализируется образ врага в представлениях рядовых защитников византийской столицы. Как показывает проведенное исследование, основная масса жителей города, далекая от тонкостей антиисламской полемики интеллектуалов, тем не менее, понимала, что столкновение с мусульманским миром было чревато утратой религиозной идентичности. Любой конфликт с турками воспринимался людьми той эпохи в плоскости религиозного противостояния. Однако горожане, судя по словам Канана, не называли мусульман «нечестивыми» и «варварами», не критиковали их культ и религиозные правила. Негативный образ врага конструируется с помощью других приемов. Все пейоративные оценки касаются нравственно-этических характеристик противника. При этом рядовые византийцы отдавали должное их храбрости, мужеству и военной доблести. Не умаляя силу и мощь противника, они были готовы признать военный перевес турок. Но именно это военное превосходство врага делало подвиг защитников Константинополя еще более значимым.
John Cananus’ work about the siege and attack of Constantinople in the summer of 1422 by the Osmanli Turks contains important material for image analysis. Relying on the aforementioned account of the events, the author analyzes the image of the enemy in the eyes of average defenders of the Capital of Byzantium. The research illustrates that the majority of the city dwellers, albeit unaware of the peculiarities of intellectuals’ anti-Islamic rhetoric, did understand that confrontation with the Islamic world could lead to a loss of their religious identity. Any conflict with Turks was perceived by the people of the epoch through the prism of religious confrontation. However, according to Cananus, the inhabitants of the city did not call Muslims profane or barbarous, and abstained from criticizing their cult or religious rules. The negative image of the enemy is created by alternative means. All the pejorative characteristics have to do with the moral and ethical characteristics of the adversary. Together with that, common Byzantines recognized their courage, bravery and military valor. Without depreciating the enemy’s power, they were ready to recognize the military advantage of the Turks. But it was this overpowering force of the enemy that made Constantinople’s defenders’ feat even more significant.
Keywords: ВИЗАНТИЯ
ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ
ИОАНН КАНАН
ТУРКИ-ОСМАНЫ
ОБРАЗ ВРАГА
ИМАГОЛОГИЯ
BYZANTIUM
SIEGE OF CONSTANTINOPLE
JOHN CANANUS
OSMANLI TURKS
IMAGE OF AN ENEMY
IMAGINOLOGY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/36467
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=25294523
ISSN: 2227-2283
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант №14-01-00025.
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2015. № 4 (145)
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2015-145-09.pdf1,77 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.