Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/2947
Название: Мисия на византийският монах и презвитер Антоний в средновековна България през последната четвьрт на IX в.
Другие названия: Миссия византийского монаха и пресвитера Антония в средневковой Болгарии в последней четверти IX в.
Авторы: Йорданов, И.
Йорданов, И.
Дата публикации: 2002
Издатель: Изд-во Урал. ун-та
Библиографическое описание: Йорданов И. Мисия на византийският монах и презвитер Антоний в средновековна България през последната четвьрт на IX в. / И. Йорданов // Античная древность и средние века. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — Вып. 33. — С. 80-84.
Аннотация: Недавно в колекцию Варненского археологического музея поступил интересний сфрагистический памятник, объект настоящего сообщения. Он представляет собой тонкую оловянную пластинку прямоугольной формы, на которой опробован булотирий с диаметром матрицы в 20 мм. На его лицевой стороне представлено погрудное изображение Богоматери, которому присущи черты т.н. графического стиля, характерного для византийских печатей второй половины IX в. На оборотной стороне - надпись на греческом языке, которая в переводе гласит: «Богоматерь, помоги Антонию, монаху и пресвитеру». Что самое интересное в этом сфрагистическом памятнике? То, что на случайно подвернувшейся оловянной пластинке был опробован булотирий византийского монаха и пресвитера Антония. Возникает вопрос, как связать этот памятник с болгарскими землями и с Болгарией? Мало вероятности в том, что эту пластинку принесли из Византии, так как у нее нет другого предназначения, кроме опробования. Надо принять, что там, где найдена сегодня эта пластинка (вероятнее всего, в Плиске), пребывал когда-то собственник печати. Кто такой этот Антоний, монах и пресвитер, и как объяснить находку его пластинки в Болгарии? Датировка печати в самых общих чертах связана с последней четвертью IX в. Монах и пресвитер Антоний, по всей видимости, относился к высшим кругам византийского духовенства. По какому-то поводу он побывал в недавно принявшей крещение Болгарии. У него имелась и собственная печать, с помощью которой он скреплял корреспонденцию во время пребывания в этой стране. В поисках эвентуальной личности я обратился к житию византийского патриарха Антония II (893-901). До его выбора в качестве патриарха он был монахом и пресвитером и «его благодеяния лились не только над столицей, но и над скифами, фракийцами, мизийцами и аскетами с Олимпа». Дальше в житии идет речь о качествах Антония, обладавшего даром «залечивать старые церковные раны и соединять разности», т.е. даром церковного объединителя и дипломата, который в это время был очень нужен для объединения Восточной и Западной церквей. Не исключено, что до 893 г. Антоний выполнял в Болгарии очень важную миссию по примирению обеих церквей и сглаживанию постоянно возникавших противоречий. Конечно, попытка идентифицировать собственника печати с будущим патриархом Антонием II - это не более чем гипотеза. Но фактом является то, что в средневековой Болгарии (и вероятнее всего, в Плиске) пребывал с какой-то миссией византийский монах и пресвитер Антоний.
Ключевые слова: ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
СРЕДНИЕ ВЕКА (ИСТОРИЯ)
БОЛГАРИЯ
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЯ (ИСТОРИЯ)
СФРАГИСТИКА
СИГИЛЛОГРАФИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/2947
Источники: Античная древность и средние века. 2002. Вып. 33
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-33-11.pdf109,08 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.