Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142614
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorKostromin, К.en
dc.contributor.authorКостромин, К. А.ru
dc.date.accessioned2025-04-09T12:02:05Z-
dc.date.available2025-04-09T12:02:05Z-
dc.date.issued2025-
dc.identifier.citationКостромин К. А. Власть гражданская и власть церковная: симфония или конкуренция? XI–XIII вв. / К. А. Костромин // Quaestio Rossica. — 2025. — Т. 13, № 1. — С. 353-364.ru
dc.identifier.issn2311-911Xprint
dc.identifier.issn2313-6871online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/142614-
dc.descriptionThe article was submitted on 30.10.2024.en
dc.description.abstractОтношения церковной и гражданской власти в Древней Руси в науке уже давно являются дискуссионными. Высказывались мнения о доминировании высококультурной византийской церкви над слаборазвитым Древнерусским государством, о руководстве княжеской верхушкой над церковными институциями и о паритете между ними, именуемом симфонией. Для решения данной проблемы до сих пор не привлекались Церковные уставы Владимира и Ярослава Мудрого, а также Канонические ответы древнерусских митрополитов Георгия и Иоанна, а также епископа Новгородского Нифонта. Основная проблема статьи сформулирована так: в церковно-государственных отношениях первичен вопрос проявления власти; если его трудно зафиксировать, то маркером, его закрепляющим, является способность делегировать власть; насколько в древнерусских памятниках церковного права отражена возможность делегировать власть? Анализ Церковных уставов показывает, что право суда априори принадлежит князьям, которым они делятся с архиереями. Византийское право было разделено на гражданское и церковное, и все попытки императоров установить контроль над вторым оказались безуспешными. Апелляция к греческому Номоканону в Церковных уставах только усиливала авторитет князей, делегировавших судебную власть архиереям. Если в Канонических ответах Георгия и Нифонта упоминание князей отсутствует, то анализ трех пунктов Канонических ответов Иоанна показал, что митрополит хотя и имеет право руководить князем в богослужебном обиходе, оно не предполагает делегирования полномочий. В статье показано, что патернализм, выражающийся в передаче судебных полномочий князьями архиереям, может пониматься только как ситуативная симфония, легко переходящая в конкуренцию, стороны которой заведомо неравны.ru
dc.description.abstractThe relationship between the Church and civil authorities in Old Rus’ has been a subject of debate in scholarship for a considerable time. There were opinions regarding the Byzantine Church’s dominance over the underdeveloped ancient Russian state, the leadership of the princely elite over Church institutions, and the parity between them, referred to as a “symphony.” To address this issue, it is essential to consider the Church statutes of Vladimir and Yaroslav the Wise, the Canonical responses of the Old Russian Metropolitans George and John, and the Novgorod Bishop Niphont, which has not been done before. The primary issue of the article is as follows: in the context of Church-state relations, the crux of the matter is the manifestation of power. If this is challenging to address, the key to resolving it lies in the ability to delegate power. To what extent do the Old Russian documents of Church law reflect this ability? An analysis of Church statutes shows that the right of judgment a priori belongs to the princes, which they share with the bishops. Byzantine law was divided into civil and ecclesiastical, and all attempts by the emperors to establish control over the latter were unsuccessful. The appeal to the Greek nomocanon in Church statutes only strengthened the authority of the princes, who delegated judicial power to the bishops. If there is no mention of princes in the Canonical Answers of George and Niphon, then an analysis of the three points of John’s Canonical answers demonstrates that although the metropolitan has the right to lead the prince in liturgical worship, it does not involve delegation of authority. The article demonstrates that the transfer of judicial powers by princes to bishops, an act of paternalism, can be interpreted as a symphony of circumstances that can easily devolve into competition, the sides of which are unequal.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofQuaestio Rossica. 2025. Т. 13. № 1en
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectВЛАСТЬru
dc.subjectПРАВОru
dc.subjectКАНОНИЧЕСКИЕ ОТВЕТЫru
dc.subjectЦЕРКОВНЫЙ УСТАВru
dc.subjectДРЕВНЯЯ РУСЬru
dc.subjectРУССКАЯ ЦЕРКОВЬru
dc.subjectPOWERen
dc.subjectLAWen
dc.subjectCANONICAL ANSWERSen
dc.subjectCHURCH STATUTEen
dc.subjectOLD RUS’en
dc.subjectRUSSIAN CHURCHen
dc.titleВласть гражданская и власть церковная: симфония или конкуренция? XI–XIII вв.ru
dc.title.alternativeCivil Power and Ecclesiastical Power: Symphony or Competition? 11th–13th Centuriesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=80661897-
dc.identifier.doi10.15826/qr.2025.1.970-
local.description.firstpage353-
local.description.lastpage364-
local.contributorКостромин, Константин Александровичru
local.contributorKostromin, Konstantin A.en
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2025_20.pdf346,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons