Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142607
Название: Китай на экране: феномен советского мультипликационного агитфильма 1920‑х гг.
Другие названия: China on the Screen: The Phenomenon of the Soviet Animated Propaganda Film of the 1920s
Авторы: Golovneva, Е.
Головнева, Е. В.
Дата публикации: 2025
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Головнева Е. В. Китай на экране: феномен советского мультипликационного агитфильма 1920‑х гг. / Е. В. Головнева // Quaestio Rossica. — 2025. — Т. 13, № 1. — С. 231-246.
Аннотация: Рассматривается малоизученный в научной литературе феномен мультипликационного агитфильма «Китай в огне» (1925, реж. Ю. Меркулов) в контексте советского кинопроизводства. Мультипликационный агитфильм исследуется как своеобразный «революционный манифест» в условиях осуществления «культурной революции» и процессов нациестроительства в СССР. Цель работы – анализ советского агитационного мультипликационного фильма 1920‑х гг. с «интернациональной» тематикой как особого визуально-антропологического источника, отражающего образ идеологического позиционирования молодой страны Советов в мире. Методология исследования базируется на историко-антропологическом и визуально-антропологическом методах с использованием конструктивистского подхода, предполагающего изучение конструирования в советской мультипликации визуального образа Китая. Основными источниками являются малоизвестные данные научно-теоретических работ в области ранней советской мультипликации 1920–1930‑х гг., а также материалы кинопериодики этого времени. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с научно-теоретическими поисками ведущих советских режиссеров-мультипликаторов (А. Бушкина, Д. Вертова, Н. Вано, А. Иванова, Ю. Меркулова, А. Птушко, Н. Ходатаева, М. Цехановского) в области создания мультипликационного агитфильма. Делается вывод о том, что в ранней советской мультипликации присутствовал ярко выраженный интерес к актуальным политическим сюжетам в зарубежных странах, развивавшихся по некапиталистическому пути развития, прежде всего в Китае. Фильм «Китай в огне» (1925) анализируется как особый визуально-антропологический источник, в котором нашли отражение различные техники и приемы, использовавшиеся советскими художниками-мультипликаторами с целью демонстрации на экране образов Китая традиционного и Китая современного. В качестве первого полномасштабного пропагандистского мультипликационного фильма в СССР фильм характеризуется вниманием к текущим политическим реалиям, связанным с показом отношений колонизаторов из разных стран, их эксплуатацией угнетенных народов, сатирой на европейский образ жизни, изображением «современного» социалистического быта, этнического и национального развития, а также репрезентацией на экране новой социально-интернациональной общности, рожденной революцией.
This article considers the underexplored phenomenon of the animated propaganda film of the 1920s in the context of Soviet film production (more particularly, China on Fire from 1925, directed by Yu. Merkulov). The animated propaganda film is studied as a kind of “revolutionary manifesto” in the context of the “cultural revolution” and the processes of nation-building in the USSR. The aim of the work is to examine the Soviet agitation cartoon film of the 1920s with an “international” vision as a special visual and anthropological source that helped construct an ideological image of the USSR in the world. The research methodology is based on historical-anthropological and visual methods, using a constructivist approach, which involves the study of the creation/construction of the visual image of China in Soviet animation. The research draws upon the little-known data of scholarly and theoretical works in the field of early Soviet animation of the 1920s–1930s, as well as materials of the cinema periodicals of the period. Also, the article considers the characteristics of the first cartoon laboratories in the USSR and the process behind the production of animated propaganda films. Particular attention is paid to underexplored issues related to the scholarly and theoretical search of the well-known Soviet film-makers (A. Bushkin, D. Vertov, N. Vano, A. Ivanov, Yu. Merkulov, A. Ptushko, N. Khodataev, M. Tsekhanovsky) in the field of cartoon propaganda films. It is concluded that in the early Soviet animation, there was a pronounced interest in topical political plots in foreign countries with the non-capitalist way of development and, primarily, China. The cartoon China on Fire (1925) is analysed as a special visual and anthropological source with various techniques used by filmmakers in order to demonstrate traditional China and modern China on the screen. The author claims that China on Fire as the first full-scale propaganda animated film in the USSR is characterised by attention to the political situation of the time associated with the colonialists from different countries, their exploitation of oppressed peoples, a caricature on the European lifestyle, and the image of a “modern” socialist everyday life, ethnic and national development, as well as representation on the screen of a new socio-international community born of a revolution.
Ключевые слова: «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ
СОВЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
АГИТФИЛЬМ
КИТАЙ
СССР
“CULTURAL REVOLUTION”
SOVIET CINEMA
SOVIET ANIMATION
AGITATION
CHINA
USSR
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142607
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2025.1.963
Источники: Quaestio Rossica. 2025. Т. 13. № 1
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2025_13.pdf678,81 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons