Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142195
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorВасильева, Т. В.ru
dc.contributor.authorVasilyeva, T. V.en
dc.date.accessioned2025-03-31T10:30:44Z-
dc.date.available2025-03-31T10:30:44Z-
dc.date.issued2025-
dc.identifier.citationВасильева Т. В. Образы инокультурных персонажей в литературе восточного фронтира второй половины XIX в. / Т. В. Васильева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2025. — Т. 27, № 1. — С. 9-24.ru
dc.identifier.issn2227-2283print
dc.identifier.issn2587-6929online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/142195-
dc.descriptionПоступила в редакцию: 19.07.2023. Принята к печати: 27.05.2024.ru
dc.descriptionSubmitted: 19.07.2023. Accepted: 27.05.2024.en
dc.description.abstractСтатья посвящена изучению особенностей литературной репрезентации образов инокультурных представителей восточного фронтира в период освоения русскими дальневосточных территорий во второй половине XIX в. На материале путевой прозы С. В. Максимова, Н. М. Пржевальского, А. В. Елисеева, Д. И. Шрейдера обозначен вектор художественного представления «инородцев» от обобщенного описания этнокультурных сообществ, сосуществующих на территории кросс-культурного пространства восточного фронтира, до появления во фронтирном нарративе персонализированных образов «инокультурных» героев. Цель исследования — рассмотреть идейно-содержательные константы художественной репрезентации «инородцев» в литературе о Дальнем Востоке в аспекте представления образа дальневосточного фронтира. В исследовании применялись сравнительно-исторический метод, обеспечивающий сопоставление сходных элементов в литературе, фольклоре и мифологии, а также структурно-семиотический метод, позволяющий выделить константные элементы художественного целого. Автор высказывает мысль, что для нарративов восточного фронтира характерно наличие двух типов инокультурных героев: 1) герои, действующие в природных локациях; 2) герои полиэтнического городского пространства. В статье выделяются дифференциальные признаки каждого типа героев в аспекте жанрово-стилистических доминант, анализируются приемы их художественной персонализации. В результате автор приходит к выводу, что появление в литературе восточного фронтира образа «инокультурного героя» в пространстве тайги связано с натурфилософской и экософской проблематикой. В русской литературе фронтирная оппозиция «дикость — цивилизация» была переосмыслена как «природа — цивилизация». Обобщенно-символическая мифологизация героев «пространства тайги» как воплощение идеала гармонии между человеком и природой обусловила константность этого типа в литературе XX в. (В. К. Арсеньев, Н. А. Байков, М. М. Пришвин, О. М. Куваев, В. П. Сысоев). Тип инокультурных персонажей в «городском» пространстве характеризуется высокой степенью социально-исторической обусловленности. Изменение вектора изображения «инородцев» в сторону художественной персонализации связано с развитием этнотолерантности в условиях поликультурного восточного фронтира.ru
dc.description.abstractThis article analyses the distinctive characteristics of literary portrayals of ethnocultural individuals residing in the eastern frontier regions during the period of Russian exploration in the Far East during the latter half of the nineteenth century. Referring to the travel prose of S. V. Maksimov, N. M. Przhevalsky, A. V. Eliseev, and D. I. Schreider, the author provides a comprehensive overview of the evolution of the artistic representation of “foreigners” from the generalised description of ethnocultural communities coexisting on the territory of the cross-cultural space of the eastern frontier to the appearance of personalised images of ethnocultural characters in the frontier narrative. The objective of the study is to examine the specifics of the representation of “foreigners” in literature about the Far East from the perspective of frontier poetics. The author employs the comparative-historical method, which provides a comparison of similar elements in literature, folklore, and mythology, as well as the structural-semiotic method, which makes it possible to identify the constant elements of the artistic whole. The author suggests that the narratives of the eastern frontier are represented by two types of ethnocultural characters, which became constant for the subsequent literary tradition: 1) those acting in natural locations; 2) those appearing in a multiethnic urban space. The article highlights the differential features of each type of characters in terms of genre and stylistic dominants and analyses the methods of their artistic personalisation. As a result, the author concludes that the appearance in the literature of the eastern frontier of the image of ethnocultural characters in the space of “taiga” is associated with the ecosophical concept. This resulted in a shift in perspective within Russian literature, where the frontier opposition between “wildness” and “civilization” was reinterpreted as a contrast between “nature” and “civilization.” The generalised symbolic mythologisation of the characters of the “taiga space” as the embodiment of the ideal of harmony between man and nature determined the constancy of this type in 20th-century literature (V. K. Arseniev, N. A. Baikov, M. M. Prishvin, O. M. Kuvaev, V. P. Sysoev), while the type of ethnocultural characters in the “urban” space is characterised by a high degree of social and historical conditioning. The shift in the vector of depicting “foreigners” towards artistic personalisation is due to the development of ethnic tolerance in the conditions of the multicultural eastern frontier.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-01494 «Образ дальневосточного фронтира в русской путевой прозе XIX века»).ru
dc.description.sponsorshipThe study was prepared within the framework of scholarly project 23-28-01494 “The Image of the Far Eastern Frontier in the Russian Travel Prose of the 19th Century” supported by the Russian Science Foundation.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2025. Т. 27. № 1ru
dc.subjectФРОНТИРru
dc.subjectГЕОПОЭТИКАru
dc.subjectИНОКУЛЬТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖru
dc.subjectНАРРАТИВru
dc.subjectЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТНОГРАФИЗМru
dc.subjectПУТЕВАЯ ПРОЗАru
dc.subjectПРИЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ГЕРОЯru
dc.subjectFRONTIERen
dc.subjectGEOPOETICSen
dc.subjectFOREIGN CHARACTERen
dc.subjectNARRATIVEen
dc.subjectLITERARY ETHNOGRAPHISMen
dc.subjectTRAVELOGUESen
dc.subjectCHARACTER PERSONALISATION TECHNIQUESen
dc.titleОбразы инокультурных персонажей в литературе восточного фронтира второй половины XIX в.ru
dc.title.alternativeImages of Ethnocultural Characters in the Second Half of the 19th Centuryen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=80570406-
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2025.27.1.001-
local.description.firstpage9-
local.description.lastpage24-
local.fund.rsf23-28-01494-
local.contributorВасильева, Татьяна Владимировнаru
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2025-1-01.pdf559,76 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.