Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142133
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorАмбарова, П. А.en
dc.contributor.authorШаброва, Н. В.en
dc.contributor.authorЖерлыгин, А. С.en
dc.contributor.authorAmbarova, P. A.ru
dc.contributor.authorShabrova, N. V.ru
dc.contributor.authorZherlygin, A. S.ru
dc.date.accessioned2025-03-19T06:12:57Z-
dc.date.available2025-03-19T06:12:57Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationАмбарова П. А. Возраст как источник академической ренты или ресурсное проклятие университетской молодежи? / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва, А. С. Жерлыгин // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 4. — С. 105-123.ru
dc.identifier.issn1999-6640print
dc.identifier.issn1999-6659online
dc.identifier.otherhttps://www.umj.ru/jour/article/view/1923
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/142133-
dc.description.abstractСтатья посвящена политике возраста, реализуемой современными российскими вузами и ориентированной на масштабное и форсированное омоложение научно-педагогического сообщества. Актуальность темы исследования связана с проблемами привлечения и удержания молодых научно-педагогических работников (НПР). В фокусе внимания авторов - теория академической ренты, позволяющая объяснить ограничения институциональных и организационных мер поддержки вузовской молодежи. Цель статьи - показать денежную и неденежную академическую ренту как фактор привлечения и удержания в вузах молодых НПР. Статья базируется на данных исследования, осуществленного в 2024 г. с помощью методов анализа документов и интервью с аспирантами и соискателями (n = 30 чел.) и НПР российских вузов (n = 30 чел.). На теоретическом уровне раскрыто содержание материальных и нематериальных элементов академической ренты, характеризующих группу молодых НПР. На материалах эмпирического исследования показан ограничительный характер материальных мер поддержки молодых НПР. Выявлено, что доступ к денежной ренте имеют не все категории молодых ученых и не всех российских вузов. Только часть мер материальной поддержки молодых НПР обладают признаками академической ренты. Удовлетворенность академическим трудом и престиж академической профессии как элементы неденежной академической ренты не приносят молодым НПР дивидендов. Нематериальную «сверхприбыль» части вузовской молодежи обеспечивает членство в институтах представительства вузовской молодежи. Они служат стартовой площадкой для их карьерного роста. Основываясь на соотношении двух видов академической ренты, денежной и неденежной, выделены и охарактеризованы типы рентоориентированного поведения молодых НПР («идейные», «прагматики» и «амбивалентные»). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки и совершенствования программ привлечения и удержания молодых НПР посредством расширения материальной и нематериальной академической ренты и развития научного наставничества. Новизна исследования связана с тем, что впервые для объяснения проблем привлечения и удержания молодых НПР и перспектив их закрепления в академической карьере используется теория академической ренты.ru
dc.description.abstractThe article is devoted to the age policy implemented by modern Russian universities and focused on largescale and accelerated rejuvenation of the scientific and pedagogical community. The relevance of the research topic is related to the problems of attracting and retaining young scientific and pedagogical workers (SPWs). The authors focus on the theory of academic rent, which makes it possible to explain the limitations of institutional and organizational measures to support university youth. The purpose of the article is to show monetary and non-monetary academic rents as a factor in attracting and retaining young graduates in universities. The article is based on research data carried out in 2024 using methods of analyzing documents and interviews with graduate students and applicants (n = 30 people) and SPWs of Russian universities (n = 30 people). At the theoretical level, the content of tangible and intangible elements of academic rent characterizing a group of young SPWs is disclosed. Based on the materials of an empirical study, the restrictive nature of financial support measures for young SPWs is shown. It was revealed that not all categories of young scientists and not all Russian universities have access to monetary rent. Only a part of the measures of financial support for young SPWs have signs of academic rent. Satisfaction with academic work and the prestige of the academic profession as elements of non-monetary academic rents do not bring dividends to young SPWs. The non-material “superprofit” of a part of the university youth is provided by membership in the institutions of representation of university youth. They serve as a launching pad for their career growth. Based on the ratio of two types of academic rent - monetary and non-monetary, the types of rent-oriented behavior of young SPWs (“ideological”, “pragmatists” and “ambivalent”) are identified and characterized. The practical significance of the research lies in the possibility of using its results to develop and improve programs for attracting and retaining young SPWs through the expansion of material and non-material academic rents and the development of scientific mentoring. The novelty of the study is because for the first time, the theory of academic rent is used to explain the problems of attracting and retaining young SPWs and the prospects for their consolidation in an academic career.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет г ранта Российского научного фонда (№ 23-2801291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/).ru
dc.description.sponsorshipThe research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (№ 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23–28–01291/).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofУниверситетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 4ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
dc.subjectКАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТОВru
dc.subjectПОЛИТИКА ВОЗРАСТАru
dc.subjectНАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИru
dc.subjectАКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕНТАru
dc.subjectМЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХru
dc.subjectНАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВОru
dc.subjectUNIVERSITY PERSONNEL POLICYen
dc.subjectAGE POLICYen
dc.subjectSCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERSen
dc.subjectACADEMIC RENTen
dc.subjectMEASURES TO SUPPORT YOUNG SCIENTISTSen
dc.subjectSCIENTIFIC MENTORINGen
dc.titleВозраст как источник академической ренты или ресурсное проклятие университетской молодежи?ru
dc.title.alternativeAge as a Source of Academic Rent or a Resource Curse of University Youth?en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsi80359044
dc.identifier.doi10.15826/umpa.2024.04.038
local.description.firstpage105
local.description.lastpage123
local.issue4
local.volume28
local.fund.rsf23-28-01291
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2024_28_4_010.pdf1,04 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons