Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142129
Название: Особенности внедрения индивидуализации в высшем образовании в России
Другие названия: Aspects of Individualization Implementation in Higher Education in Russia
Авторы: Музыка, П. А.
Muzyka, P. A.
Дата публикации: 2024
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Музыка П. А. Особенности внедрения индивидуализации в высшем образовании в России / П. А. Музыка // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 4. — С. 67-81.
Аннотация: Статья исследует представления руководства университетов в России о целях, эффектах и барьерах внедрения индивидуальных образовательных траекторий в учебный процесс. На основе проведения 15 полу-структурированных интервью с представителями руководства российских университетов (проректорами, ди ректорами и заместителями ди ректоров институтов, начальниками управлений) бы ли сделаны выводы относительно ключевых представлений об эффектах, которые полу чили университеты, внедрившие ИОТ. К ним можно отнести экономические (повышение эффективности учебного процесса на младших курсах для большей гибкости на старших), организационно-управленческие (актуализация дисциплин за счет инициативы преподавателей) и мотивационные (повышение вовлеченности студентов). Так же были выявлены противоречия в представлениях тех респондентов, которые имеют опыт внедрения ИОТ, и тех, которые его не имеют. Например, респонденты по-разному оценивают экономические эффекты: внедрившие ИОТ говорят о повышении эффективности процесса, в то время как не внедрившие опасаются повышения затрат из-за индивидуального подхода к студентам. Анализ позволил выделить следующие категории барьеров: консерватизм университетского сообщества, сопротивление изменениям (особенно в части предоставления студенту права свободного выбора), организационно-управленческие проблемы с выстраиванием новых процессов управления, нормативные ограничения существующих стандартов и законов и методическая дилемма поиска баланса между общеобразовательной и профессиональной частями образовательных программ. Результаты исследования вносят вклад в формирование эмпирической базы для более комплексного анализа феномена индивидуальных образовательных траекторий. Выявленные представления об эффектах и противоречия в представлениях респондентов с разным опытом позволяют сделать вывод о необходимости дальнейших исследований эффектов внедрения индивидуализации с использованием более точных методов. Уже имеется существенное количество университетов, запускающих пилотные проекты по внедрению ИОТ, что позволяет собрать лонгитюдные данные для последующего анализа полученных эффектов. Статья будет интересна управленцам высшего звена, которые разрабатывают программы развития своих университетов и анализируют возможность внедрения новой образовательной политики.
This article investigates the perceptions of university leadership in Russia regarding the goals, effects, and barriers to the implementation of individualized educational trajectories (IETs) within the educational process. Based on 15 semi-structured interviews conducted with representatives of Russian universities’ administration (vice-rectors, directors, deputy directors of institutes, and heads of departments), conclusions were drawn concerning the key perceptions of the effects experienced by universities that have implemented IETs. These effects include economic (enhanced efficiency of the educational process in lower courses for greater flexibility in upper courses), organizational-management (updating curricula through faculty initiatives), and motivational (increased student engagement). Additionally, contradictions were identified between the perceptions of respondents with experience in implementing IETs and those without such experience. For instance, respondents evaluated economic effects differently: those who implemented IETs reported increased efficiency, while those who did not expressed concerns about rising costs due to the individualized approach to students. The analysis identified several categories of barriers: conservatism within the academic community, resistance to change (particularly regarding granting students the right to free choice), organizational-management issues in establishing new management processes, regulatory constraints imposed by existing standards and laws, and a methodological dilemma in balancing general education and professional components of educational programs. The findings contribute to the empirical foundation for a more comprehensive analysis of the phenomenon of individualized educational trajectories. The identified perceptions of effects and contradictions among respondents with varying experiences highlight the necessity for further research into the effects of individualization using more precise methods. A significant number of universities are already initiating pilot projects to implement IETs, which allows for the collection of longitudinal data for subsequent analysis of the obtained effects. This article will be of interest to senior management professionals who are developing their universities’ development programs and analyzing the feasibility of implementing new educational policies.
Ключевые слова: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
ИОТ
ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
INDIVIDUALIZATION
INDIVIDUALIZED EDUCATIONAL TRAJECTORIES
IETS
FLEXIBLE EDUCATIONAL MODELS
UNIVERSITY MANAGEMENT
UNIVERSITY TRANSFORMATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/142129
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 80359041
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2024.04.035
Сведения о поддержке: Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю, Малошонок Наталье Геннадьевне, за профессиональную поддержку, ценные рекомендации и неизменное руководство в ходе выполнения данного исследования. Ее опыт и советы сыграли важную роль в достижении результатов, представленных в данной статье. Особую признательность автор выражает респондентам, принявшим участие в исследовании, за их время, открытость и готовность поделиться своими знаниями и опытом. Их вклад стал неоценимым источником данных, которые легли в основу анализа и выводов данной работы.
The author expresses sincere gratitude to the academic supervisor, Natalia Genadievna Maloshonok, for her professional support, valuable recommendations, and unwavering guidance throughout this research. Her expertise and advice played a crucial role in achieving the results presented in this article. The author also extends special appreciation to the respondents who participated in the study for their time, openness, and willingness to share their knowledge and experiences. Their contributions served as an invaluable source of data that formed the basis for the analysis and conclusions of this work.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2024_28_4_007.pdf817,2 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons