Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141114
Название: Тема театра в творчестве Д. Н. Мамина- Сибиряка и А. Н. Островского
Другие названия: Theme of Theatre in the Works of D. N. Mamin-Sibiryak and A. N. Ostrovsky
Авторы: Созина, Е. К.
Sozina, E. K.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Созина Е. К. Тема театра в творчестве Д. Н. Мамина- Сибиряка и А. Н. Островского / Е. К. Созина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 72-90.
Аннотация: Тема театра, важная в творчестве как широко известного драматурга А. Н. Островского, так и «певца Урала» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассматривается в статье в нескольких аспектах. Сходство с Островским в пьесе Мамина «Золотопромышленники» («На золотом дне») (1887–1888) обнаруживается на уровне материала и сюжетики: исходная ситуация — умышленное банкротство и последующий просчет, переживаемый золотопромышленником Молоковым у Мамина и купцом Большовым у Островского («Свои люди — сочтемся»). Но предметом внимания в статье является неожиданная, на первый взгляд, близость «Золотопромышленников» к исторической драме Островского (написанной с участием С. А. Гедеонова) «Василиса Мелентьева». Ярко-драматическая роль Василисы Мелентьевой была одной из любимых ролей М. М. Абрамовой (Гейнрих), второй жены Мамина, он сам считал эту роль ее лучшей ролью. «Нераскаянный грех» (Н. А. Шалимова) — тема героинь и Островского, и Мамина. Однако, в отличие от драмы Островского, в социально-бытовой драме-комедии Мамина раскрывается тайная связь причин и следствий, вины и наказания; нравственное наказание постигает в конечном итоге всех героев, и пьеса обретает притчевое звучание. Вторым аспектом театральной темы в статье является рассмотрение взаимоотношений театра и «публики» в повестях Мамина середины 1880-х гг. («Нужно поощрять искусство», «Буянка») и пьесах Островского, главным образом в его комедии «Таланты и поклонники». «Публика» у Островского получает дифференциацию в зависимости от того, кто апеллирует к ней: «солидные люди» — или сами актеры и антрепренер, нередко вынужденный говорить на языке денег, но никогда не забывающий о правде театра. В повестях Мамина «публика» — это «улица» в самом приземленном, потребительском виде, но это и образованные люди провинции, искренне любящие театр. Обнаруживается смысловая связь высказываний о театре и публике некоторых персонажей Мамина и самого Островского в записках последнего о положении театра и драматического искусства в России.
This article examines several aspects of the theme of the theatre that are significant to the works of the renowned playwright А. N. Ostrovsky as well as the “glorifier of the Urals” D. N. Mamin-Sibiryak. The resemblance to Ostrovsky in Mamin’s play The Gold Prospectors (At the Golden Bottom) (1887–1888) is evident at the level of material and subject matter. Both Mamin’s gold finder Molokov and Ostrovsky’s merchant Bolshov (It’s a Family Affair — We’ll Settle It Ourselves) experience a similar background of deliberate bankruptcy and subsequent failure. The article devotes particular attention to the unexpected resemblance between The Gold Prospectors and Ostrovsky’s historical drama, Vasilisa Melentyeva, which was written with the participation of S. A. Gedeonov. The vividly dramatic part of Vasilisa Melentyeva was one of M. M. Abramova’s (née Heinrich), Mamin’s second wife’s, favorite roles, and her husband considered it to be her best role. The concept of the impenitent sin (N. Shalimova) was a recurring theme in the works of both Ostrovsky and Mamin. In contrast with Ostrovsky’s drama, Mamin’s social and domestic drama comedy presents a secret relationship between reasons and consequences, guilt and punishment. The ultimate outcome of the dramatic work evinces that the infliction of moral punishment has an impact on all the characters, thereby endowing the play with an apologue-like quality. The second aspect of the theatre theme in the article is an examination of the interrelation of the theatre and the public in Mamin’s stories of the mid-1880s (We Need to Encourage Art, Buyanka) and Ostrovsky’s plays, mainly his comedy Talents and Admirers. Ostrovsky differentiates the public taking into account who appeals to it: “respectable people” — or actors themselves and the entrepreneur, who often has to speak the language of money, but never forgets about the theatre’s truth. In Mamin’s narratives, the public is represented as a collective entity, symbolising the mundane and consumerist aspects of modernity. However, they are also depicted as educated provincial individuals who possess a genuine passion for the performing arts. A discernible correlation is established between Mamin’s characters and Ostrovsky’s own statements regarding the theatre and the public. This correlation is identified through an examination of Ostrovsky’s notes on the position of the theatre and dramatic art in Russia.
Ключевые слова: МАМИН-СИБИРЯК Д. Н.
ОСТРОВСКИЙ А. Н.
ДРАМАТУРГИЯ
«ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННИКИ»
«ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВА»
ПОВЕСТИ
ТЕАТР И ПУБЛИКА
MAMIN-SIBIRYAK D. N.
OSTROVSKY A. N.
DRAMATURGY
THE GOLD PROSPECTORS
VASILISA MELENTYEVA
STORIES
THEATRE AND PUBLIC
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141114
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338950
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.4.060
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-4-05.pdf145,99 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.