Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/141112
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Винокуров, С. Е. | ru |
dc.contributor.author | Vinokurov, S. Ye. | en |
dc.date.accessioned | 2025-02-12T09:22:36Z | - |
dc.date.available | 2025-02-12T09:22:36Z | - |
dc.date.issued | 2024 | - |
dc.identifier.citation | Винокуров С. Е. Проблемы атрибуции тиражных камнерезных произведений свердловского завода «Русские самоцветы» 1950–1980-х гг. / С. Е. Винокуров // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 49-60. | ru |
dc.identifier.issn | 2227-2283 | |
dc.identifier.issn | 2587-6929 | online |
dc.identifier.uri | http://elar.urfu.ru/handle/10995/141112 | - |
dc.description | Поступила в редакцию: 23.02.2023. Принята к печати: 28.10.2024. | ru |
dc.description | Submitted: 23.02.2023. Accepted: 28.10.2024. | en |
dc.description.abstract | Статья посвящена одному из сложных вопросов в исследовании культурно-исторического наследия СССР — развитию художественной промышленности в послевоенные десятилетия, а именно назревшей проблеме необходимости атрибуции предметов тиражного направления деятельности предприятий. На примере свердловского завода «Русские самоцветы», ведущего художественного предприятия Уральского региона и, в рассматриваемый период, крупнейшего камнерезного завода СССР, раскрывается специфика деятельности художественно-промышленных предприятий. Базирующаяся на изучении сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области документов и произведений из музейных собраний статья раскрывает основные проблемы при атрибуции тиражных произведений завода. Так, в качестве одной из ключевых отмечена проблема датировки предметов, хранящихся в музейных собраниях. Модели, утвержденные в производство, могли выпускаться заводом на протяжении нескольких лет с возможностью последующего переутверждения. Все это затрудняет точную датировку изделий, но позволяет ее существенно ограничить. Существенное внимание в статье уделяется проблеме авторства предметов, обычно в каталожных записях приписываемого автору эскиза или модели, без упоминания непосредственного исполнителя предмета в материале — ключевого этапа в области художественной обработки цветного камня. Отдельное внимание уделено специфике взаимодействия свердловского завода «Русские самоцветы» с вышестоящими органами. Показано, что изменение подчиненности предприятия в середине 1960-х гг. оказало существенное влияние на дальнейшее развитие камнерезной деятельности завода, как в области бюрократического управления, так и, что более важно, в художественном аспекте. Построенное в формате рассмотрения отдельных кейсов-примеров для каждой из отмеченных проблем исследование позволило продемонстрировать, с одной стороны, сложность производственных процессов, с другой — имеющиеся на сегодняшний день возможности существенного уточнения представленных в музейных каталогах сведений. Кроме того, была показана назревшая необходимость реконструкции истории деятельности крупного художественного предприятия Уральского региона, до настоящего времени описанной лишь общими словами через призму достижений выполнения пятилетних планов. | ru |
dc.description.abstract | This article addresses the challenging aspects of the study of the cultural and historical heritage of the USSR. It focuses on the development of the art industry in the postwar decades, particularly the pressing issue of attributing mass-produced objects from Soviet enterprises. The particularities of the operations of art-industrial factories are exemplified by the Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory, the preeminent art enterprise of the Urals and, during the period under consideration, the most substantial stone-carving factory of the USSR. The article reveals the main problems in the attribution of mass-produced pieces based on a study of documents preserved in the State Archive of Sverdlovsk Region and artworks from museum collections. It is therefore evident that the issue of dating objects stored in museum collections represents a significant challenge. The models approved for production could have been manufactured by the factory over a period of several years, with the possibility of subsequent re-approval. This complexity makes it challenging to accurately determine the age of the products, yet it allows for a significant degree of limitation. The article dedicates a significant portion of its discussion to the issue of authorship in art, particularly in the context of stone carving. It highlights the tendency for catalogue entries to attribute artworks to the author of a sketch or model, without explicitly acknowledging the direct performer of the object in the material. This aspect is crucial in understanding the intricacies of gemstone carving as an artistic practice. Particular attention is devoted to the specifics of the interaction between the Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory and higher authorities. The analysis demonstrates that the shift in the enterprise’s subordination in the mid-1960s had a considerable impact on the subsequent evolution of the factory’s stone carving activities, both in terms of bureaucratic management and, more significantly, in the artistic domain. The case studies, which were constructed in a format that allowed us to consider individual examples for each of the noted problems, demonstrated, on the one hand, the complexity of production processes and, on the other hand, the possibilities available today for significantly clarifying the information in museum catalogues. Furthermore, the study highlighted the imperative to reconstruct the history of a major art enterprise in the Ural Region, which has hitherto been described only in general terms through the lens of the achievements of the implementation of the Soviet five-year plans. | en |
dc.description.sponsorship | Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 22-78-00029 «Мастерская — артель — завод: особенности организации и развития камнерезного производства на Среднем Урале 1920-х — 1980-х годов». | ru |
dc.description.sponsorship | The topic was supported by the Russian Science Foundation grant 22-78-00029 “Workshop — Artel — Factory: Features of the Organization and Style of Stone-carving Production in the USSR in the 1920s–1980s”. | en |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.publisher | Уральский федеральный университет | ru |
dc.relation.ispartof | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4 | ru |
dc.subject | КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО | ru |
dc.subject | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | ru |
dc.subject | СВЕРДЛОВСКИЙ ЗАВОД «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» | ru |
dc.subject | АТРИБУЦИЯ | ru |
dc.subject | STONE CARVING ART | en |
dc.subject | ART INDUSTRY | en |
dc.subject | RUSSKIYE SAMOTSVETY SVERDLOVSK FACTORY | en |
dc.subject | ATTRIBUTION | en |
dc.title | Проблемы атрибуции тиражных камнерезных произведений свердловского завода «Русские самоцветы» 1950–1980-х гг. | ru |
dc.title.alternative | Problems of Attribution of Mass-produced Stone Carving Artworks of the Russkiye Samotsvety Sverdlovsk Factory in the 1950s–1980s | en |
dc.type | Article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/article | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.identifier.rsi | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338948 | - |
dc.identifier.doi | 10.15826/izv2.2024.26.4.058 | - |
local.contributor.employee | Винокуров, Сергей Евгеньевич | ru |
local.description.firstpage | 49 | - |
local.description.lastpage | 60 | - |
local.fund.rsf | 22-78-00029 | - |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2024-4-03.pdf | 546,27 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.