Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141111
Название: «Фарфор второго плана»: предприятия по выпуску интерьерной пластики и их роль в развитии художественной промышленности Ленинграда 1950-х гг.
Другие названия: “Porcelain of the Second Row”: Interior Plastic Art Factories and their Role in the Development of the Leningrad Art Industry in the 1950s
Авторы: Сапанжа, О. С.
Sapanzha, O. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Сапанжа О. С. «Фарфор второго плана»: предприятия по выпуску интерьерной пластики и их роль в развитии художественной промышленности Ленинграда 1950-х гг. / О. С. Сапанжа // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 27-48.
Аннотация: В статье рассматривается деятельность предприятий художественной промышленности Ленинграда 1950-х гг., номенклатура продукции которых включала интерьерный фарфор. Появлению сети таких производств способствовало изменение роли и места мелкой пластики в пространстве дома, начало процесса формирования типичной жилой среды. Первый этап этого процесса был связан с наполнением домашнего пространства мелкими деталями, произведениями заводского или кустарного артельного производства, которые должны были стать важной частью интерьера. С 1952–1954 гг. резко повышается ассортимент и тираж произведений мелкой фарфоровой пластики, расширяется сеть предприятий по выпуску фарфора, каждое из которых решало задачи разработки и изготовления мелкой скульптуры. Анализ предприятий Ленинграда 1950-х гг. позволил выделить четыре вида производств, в структуре которых были цеха по выпуску художественного фарфора. Первый вид представляли предприятия, ориентированные исключительно на выпуск художественной продукции, в том числе тиражных и уникальных авторских образцов (в Ленинграде — Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова). Второй вид — предприятия фарфоровой отрасли, ориентированные на выпуск технического фарфора и имеющие в своей структуре цех по производству художественного фарфора (в Ленинграде — Ленинградский завод фарфоровых изделий). Третий вид — предприятия, производящие сантехнический фарфор и выпускающие незначительное количество художественного фарфора (в Ленинграде — завод «Стройфаянс»). Четвертый вид — артельные производства, выпускающие, наряду с фарфором, широкий ассортимент товаров бытового использования из различных материалов (в Ленинграде — артель «Прогресс»).
This article presents an analysis of the activities of the Leningrad art industry enterprises of the 1950s, which produced a range of interior porcelain products. The advent of a network of such industries was enabled by a shift in the function and position of small-scale plastic art forms within the domestic sphere, marking the inception of the process of establishing a conventional residential environment. The initial phase of the process entailed the incorporation of minute details within the domestic setting, including artefacts and creations produced through factory or artisanal methods. These elements were to assume a significant role within the interior. From 1952–1954, there was a notable increase in the assortment and circulation of smaller porcelain plastic pieces. The network of porcelain enterprises was expanding, each of which solved the problems of design and manufacture of small sculpture. The analysis of the enterprises of Leningrad in the 1950s allowed us to identify four types of production, in the structure of which were shops for the production of artistic porcelain. The first category was comprised of enterprises engaged exclusively in the production of artistic porcelain, including limited-edition and unique author’s samples (in Leningrad, Lomonosov Leningrad Porcelain Factory). The second type was enterprises of the porcelain industry focused on the production of technical porcelain, and having in their structure a workshop to produce artistic porcelain (in Leningrad, Leningrad Factory of Porcelain). The third type included enterprises that produced sanitary porcelain and a small amount of artistic porcelain (in Leningrad, Stroyfayans Factory). The fourth type was cooperative production that along with artistic porcelain, sold a wide range of household goods made of various materials (in Leningrad, Progress Artel).
Ключевые слова: СОВЕТСКИЙ ФАРФОР
ПРЕДПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ИНТЕРЬЕРНАЯ ПЛАСТИКА
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
ЗАВОД «СТРОЙФАЯНС»
АРТЕЛЬ «ПРОГРЕСС»
SOVIET PORCELAIN
ART INDUSTRY
INTERIOR PLASTICS
LOMONOSOV LENINGRAD PORCELAIN FACTORY
LENINGRAD FACTORY OF PORCELAIN
STROYFAYANS FACTORY
PROGRESS ARTEL
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141111
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338947
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.4.057
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда 23-18-00419 «Предприятия художественной промышленности Ленинграда 1940–1960-х гг. и их роль в формировании жизненной среды».
The article was prepared with financial support of the Russian Science Foundation (project 23-18-00419) “Leningrad Art Industry Factories of the 1940s–1960s and their Role in the Development of the Living Environment”.
Карточка проекта РНФ: 23-18-00419
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-4-02.pdf1,24 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.