Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141110
Название: Комбинаты Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в начале оттепели: основные направления деятельности
Другие названия: Combines of the Leningrad Branch of the USSR Art Fund at the Beginning of the Thaw: Main Activities
Авторы: Ананьев, В. Г.
Ananiev, V. G.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ананьев В. Г. Комбинаты Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в начале оттепели: основные направления деятельности / В. Г. Ананьев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 9-26.
Аннотация: В статье анализируется деятельность комбинатов Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в середине — второй половине 1950-х гг. В структуре Ленинградского отделения Художественного фонда СССР в этот период существовало два комбината, деятельность которых была связана со сферой художественной промышленности: Живописно-скульптурный комбинат и Художественно-оформительский комбинат. Их материалы, сохранившиеся в Цент ральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, позволяют уточнить основные направления работы Художественного фонда по формированию жизненной среды советского человека рассматриваемого периода. Переход от эпохи позднего сталинизма к эпохе оттепели означал существенные перемены в образах и структурах этой жизненной среды. Анализ деятельности комбинатов позволяет лучше понять, как именно на уровне конкретных производственных практик происходили воплощение, внедрение и распространение этих образов. Трудности, с которыми сталкивались комбинаты, были существенным фактором, корректировавшим установки, на которых должна была базироваться их деятельность. Важнейшими проблемами были неудовлетворительное состояние материально-технической базы, отсутствие современного оборудования и обученных кадров. Несмотря на декларируемое властями внимание к развитию декоративно-прикладного и промышленного искусства как факторов формирования жизненной среды советского человека, решение этой проблемы затягивалось ввиду отсутствия необходимого финансирования. Во многом стихийно формировался ассортимент выпускаемой продукции. Значительную роль в его определении играли сами художники. Изменения в сюжетах и образах выпускаемой комбинатами продукции в рассматриваемый период ранней оттепели позволяют проследить как именно происходило формирование так называемого ленинградского стиля. Существенным фактором оказалось здесь отложенное празднование 250-летнего юбилея Ленинграда, ставшее также одним из маркеров наступления новой политической эпохи. Представляется, что все отмеченные выше обстоятельства, связанные с реальными практиками производства элементов жизненной среды советского человека, следует учитывать при анализе общего плана камерной пропаганды эпохи.
This article examines the activities of the combines of the Leningrad branch of the USSR Art Fund in the mid- to late-1950s. During this period, the Leningrad branch of the USSR Art Fund comprised two combines with responsibilities related to the art industry: the Painting and Sculpture Combine and the Art and Design Combine. The materials preserved in the Central State Archive of Literature and Art of St Petersburg facilitate an understanding of the primary avenues through which the Art Fund influenced the formation of the living environment of Soviet citizens during the period under review. The shift from the period of late Stalinism to the Thaw era was accompanied by substantial alterations in the visual representation and structural configuration of this environment. The analysis of the activities of the combines permits a more precise understanding of the way these images were embodied, implemented, and disseminated at the level of specific production practices. The difficulties faced by the combines were a significant factor in adjusting the ideological framework in which their activities were to be based. The most important problem was the problem of unsatisfactory material and technical base, lack of modern equipment and trained personnel. Despite the government’s stated commitment to the role of decorative, applied, and industrial arts in shaping the living environment of Soviet citizens, the implementation of this policy was hindered by a lack of adequate funding. In many ways, the range of products was formed spontaneously. The artists themselves played a significant role in shaping it. Changes in the subjects and images of the products produced by the combines during the period of the early Thaw make it possible to trace exactly how the formation of the so-called Leningrad style took place. A significant factor here was the postponed celebration of the 250th anniversary of Leningrad, which also became one of the markers of the onset of a new political era. It seems that all the above-mentioned circumstances associated with the actual practices of producing elements of the living environment of a Soviet person should be considered when analysing the general plan of chamber propaganda of the era.
Ключевые слова: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ЛЕНИНГРАДСКИЙ СТИЛЬ
ПЛАН КАМЕРНОЙ ПРОПАГАНДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЕ ИСКУССТВО
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНДА СССР
APPLIED ARTS
LENINGRAD STYLE
PLAN OF CHAMBER PROPAGANDA
ENTERPRISES OF DECORATIVE INDUSTRY
INDUSTRIAL ARTS
FORMATION OF LIVING ENVIRONMENT
LENINGRAD BRANCH OF THE USSR ART FUND
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141110
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338946
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.4.056
Сведения о поддержке: Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ (№ 23-18-00419) «Предприятия художественной промышленности Ленинграда 1940–1960-х гг. и их роль в формировании жизненной среды».
The article has been prepared with the financial support of the Russian Science Foundation (project 23-18-00419) “The Enterprises of the Art Industry in Leningrad in the 1940s–1960s and their Role in the Formation of the Living Environment”.
Карточка проекта РНФ: 23-18-00419
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-4-01.pdf159,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.