Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141102
Название: Расселение старообрядцев в Пермской губернии на рубеже XIX–XX вв.
Другие названия: Old Believer Population Distribution in Perm Province at the Turn of the 20th Century
Авторы: Бахарев, Д. С.
Bakharev, D. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Бахарев Д. С. Расселение старообрядцев в Пермской губернии на рубеже XIX–XX вв. / Д. С. Бахарев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 4. — С. 177-193.
Аннотация: Статья посвящена изучению расселения старообрядцев на Среднем Урале в конце XIX — начале XX в. Источниковую базу составила карта Пермской губернии 1890 г., земская статистика и опубликованные результаты переписи 1897 г. Главными методами выступили картографирование и расчет людности поселений. Анализ визуального размещения и количественных характеристик поселенческой сети старообрядцев Пермской губернии показал ее внутреннюю разнородность. «Раскольники» формировали пять кластеров: восточный (Камышловский и Шадринский уезды), центральный (Верхотурский, Екатеринбургский и Красноуфимский), северный (Чердынский), западный (Кунгурский, Оханский, Пермский и Соликамский) и юго-западный (Осинский). Некоторые кластеры включали приграничные волости соседних, все кластеры касались губернской границы, т. е. могли иметь межрегиональный характер. Центральный и западный кластер отличались большей разреженностью размещения селений по сравнению с остальными. Людность уездных старообрядческих поселенческих сетей в общих чертах повторяла общеуездные характеристики, формируемые православными поселениями. В центральном кластере старообрядцы предпочитали жить в заводских поселках, в восточном и юго-западном — в крупных селах, в северном — в малых селах и деревнях, в западном — в мелких починках, выселках, однодворках. Екатеринбург был единственным городом, полноценно включенным в старообрядческую поселенческую сеть. Сообразно с этим староверы центрального кластера, будучи в значительной мере заводскими и городскими жителями, должны были значительно отличаться от «раскольников» других кластеров. Единоверцы в целом повторяли расселение старообрядцев, с меньшим охватом и тенденцией проживать в более крупных селениях.
This article studies the Old Believer population distribution in the Middle Urals in the late nineteenth — early twentieth centuries. The study refers to the 1890 Perm Province map, local published statistics and the results of the 1897 census. The primary methods employed in this study include cartography and the calculation of the mean settlement size. The spatial and quantitative analysis of the Old Believer population network shows its internal heterogeneity. It was divided into five clusters: eastern (Kamyshlov and Shadrinsk uyezds), central (Verkhoturye, Ekaterinburg, and Krasnoufimsk uyezds), northern (Cherdyn uyezd), western (Kungur, Okhansk, Perm, and Solikamsk uyezds), and the south-western (Osa uyezd). Some clusters included border volosts (subdistricts) of neighboring areas. All clusters touched the provincial border, i. e., they could have an interregional character. The central and western clusters were distinguished by a greater sparsity of the network of settlements compared to the others. The average size of Old Believer population generally repeated the characteristics of Orthodox settlements. In the central cluster, Old Believers preferred to live in zavods (factory settlements), in the eastern and south-western ones, in large villages, in the northern one, in small villages and hamlets, and in the western cluster, in tiny settlements, outposts, and single homesteads. Ekaterinburg was the only city fully included in the Old Believer settlement network. Accordingly, the Old Believers of the central cluster, being largely factory settlement and urban residents, are supposed to have differed significantly from their brothers in faith from other areas. Edinovertsy generally repeated the distribution of Old Believers, with a smaller scope and a tendency to live in larger settlements.
Ключевые слова: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ
СТАРООБРЯДЦЫ
РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СЕТЬ
ЛЮДНОСТЬ
ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ
ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ
НАСЕЛЕНИЕ УРАЛА
HISTORICAL DEMOGRAPHY
OLD BELIEVERS
POPULATION DISTRIBUTION
SETTLEMENT NETWORK
AVERAGE SETTLEMENT SIZE
POST-REFORM RUSSIA
PERM PROVINCE
POPULATION OF THE URALS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/141102
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80338957
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.4.067
Сведения о поддержке: Автор выражает благодарность Ю. В. Боровик, Е. М. Главацкой и А. В. Бобицкому за критику и ценные замечания по улучшению статьи.
The author would like express gratitude to Yu. V. Borovik, E. M. Glavatskaya, and A. V. Bobitsky for their comments and revisions of this paper.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 4
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-4-12.pdf1,56 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.