Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140902
Название: | Исследование качества жизни подростков в общеобразовательном учреждении |
Другие названия: | Study of the Quality of Life of Adolescents in a General Educational Institution |
Авторы: | Соснин, А. Ю. Sosnin, A. Yu. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Ural Federal University Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Соснин А. Ю. Исследование качества жизни подростков в общеобразовательном учреждении / А. Ю. Соснин. — Текст: электронный // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. — 2024. — Т. 4, № 4. — С. 14–23. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/140902. |
Аннотация: | Оценка качества жизни посредством валидированных опросников является современным и действенным инструментом для выявления психолого-педагогических проблем. Цель исследования состояла в анализе качества жизни подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе. Материалы и методы: Исследование проведено с помощью опросника PEDsQLTM4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0) среди 139 обучающихся 15-17-летнего возраста (68 девушек – 48,9 %; 71 юноша – 51,1 %) и их семей. Проанализированы детские и родительские версии опросников. Статистический анализ данных проведен методами непараметрической статистики. Результаты: Среди школьников отмечен высокий уровень по шкале социального функционирования и низкие показатели по шкале эмоционального функционирования, что указывает на неблагополучие в эмоционально-волевой сфере подростков. Анализ родительских анкет отметил низкое количество баллов по шкале «Жизнь в школе», свидетельствующее о беспокойстве родителей адаптацией подростков к учебным нагрузкам. Оценка корреляции детских и родительских версий с помощью метода ранговой корреляции Спирмена показала статистически значимые различия по шкалам физического и эмоционального функционирования (p<0,01) и по шкале «Жизнь в школе» (p=0,012). Выявлены гендерные различия в оценке физического и эмоционального функционирования с более высоким уровнем среди юношей (p<0,001). Парное сравнение возрастных групп (15, 16 и 17 лет) по детским версиям посредством критерия Манна-Уитни не выявило статистически значимых различий. Заключение. Анализ качества жизни школьников является ценным способом диагностики неблагополучия в различных видах функционирования. Оценка качества жизни подростков, обучающихся в общеобразовательном учреждении, обозначила ряд проблем для последующей индивидуальной психолого-педагогической коррекции. Assessment of the quality of life using validated questionnaires is a modern and effective tool for identifying psychological and pedagogical problems. The aim of the study was to analyze the quality of life of adolescents studying in a secondary comprehensive school. Materials and methods: The study was conducted using the PEDsQLTM4.0 questionnaire (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0) among 139 students aged 15-17 (68 girls – 48.9 %; 71 boys – 51.1 %) and their families. Children’s and parents’ versions of the questionnaires were analyzed. Statistical analysis of the data was carried out using nonparametric statistics. Results: Among schoolchildren, a high level was noted on the social functioning scale and low scores on the emotional functioning scale, indicating poor emotionalvolitional functioning of adolescents. Analysis of parental questionnaires noted a low number of points on the Life at School scale, indicating parental concern about the adaptation of adolescents to academic workloads. Evaluation of the correlation of children’s and parents’ versions using the Spearman rank correlation method showed statistically significant differences in the scales of physical and emotional functioning (p<0.01) and the scale “Life at school” (p=0.012). Gender differences in the assessment of physical and emotional functioning were revealed, with a higher level among young men (p<0.001). Paired comparison of age groups (15, 16 and 17 years) according to children’s versions using the Mann-Whitney criterion did not reveal statistically significant differences. Conclusion. Analysis of the quality of life of schoolchildren is a valuable way to diagnose problems in various types of functioning. Evaluation of the quality of life of adolescents studying in a general education institution identified a number of problems for subsequent individual psychological and pedagogical correction. |
Ключевые слова: | КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ QUALITY OF LIFE ADOLESCENTS GENERAL EDUCATION INSTITUTION PHYSICAL AND EMOTIONAL FUNCTIONING |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140902 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=79723906 |
ISSN: | 2782-5930 |
DOI: | 10.15826/spp.2024.4.117 |
Источники: | Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2024. Т. 4, № 4 |
Располагается в коллекциях: | Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
avspp-4-2024-02.pdf | 1,38 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.