Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140405
Название: | Русский мир в таджикском научном дискурсе: направления исследований, проблемы, перспективы |
Другие названия: | The Russian World in Tajik Academic Discourse: Research Directions, Problems, Prospects |
Авторы: | Искандарова, Д. М. Iskandarova, D. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Искандарова Д. М. Русский мир в таджикском научном дискурсе: направления исследований, проблемы, перспективы / Д. М. Искандарова // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1232-1245. |
Аннотация: | Интерес к русскому языку, литературе, культуре в таджикском научном сообществе остается неизменно высоким на протяжении долгого времени и не только не потерял своей актуальности после обретения Таджикистаном независимости, но и получил новый импульс. Русский язык является языком межнационального общения, согласно Конституции Республики Таджикистан, и таджики, исторически бывшие билингвами в этно-контактных зонах, в советское время владели им в качестве второго или третьего языка. В статье фокусируется внимание на проблеме изучения русской лингвокультуры в описательном и сопоставительном аспектах, а также в билингвальной среде. За основу берутся труды научной школы «Прикладная лингвистика в Республике Таджикистан» под руководством Д. М. Искандаровой и научно-исследовательской лаборатории «Междисциплинарные прикладные исследования» Российско-Таджикского (Славянского) университета. Цель исследования – анализ направлений междисциплинарного изучения русского языка, литературы, культуры в таджикском научном дискурсе и функционирования русского языка в билингвальной коммуникативной среде. Рассмотрено отражение концепта «русский» в языковом сознании молодежи Таджикистана. Это помогает понять, как русское лингвокультурное пространство отображается в языковой картине мира билингва. Представлены направления междисциплинарных исследований, в которых осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ эмпирического материала, собранного таджикскими учеными. Отмечено, что интерес к русской литературе, таджикско-русским литературным и культурным связям, переводам произведений русских поэтов и писателей на таджикский язык, как и интерес русских поэтов и писателей к литературному наследию таджикско-персидских поэтов и мыслителей, остаются неизменно высокими. Проанализированы труды таджикских литературоведов по данному вопросу. Представленный обзор позволяет выявить существующие в этой области проблемы и наметить перспективы развития исследований, а также обозначить перспективы сотрудничества между Россией и Таджикистаном в научной сфере. The interest of the Tajik academic community in the Russian language, literature, and culture has remained consistently high for a considerable period. Following Tajikistan’s independence, this interest has not diminished, but rather, it has been reinforced. In accordance with the Constitution of the Republic of Tajikistan, Russian is the language of interethnic communication. Tajiks, who were historically bilingual in ethno-contact zones, received Russian as a second or third language during the Soviet era. Nevertheless, despite the extensive scholarly literature, the issues of a comprehensive interdisciplinary study of the Russian language, culture, and literature in a comparative manner remain largely unaddressed. This article examines the issue of studying Russian linguoculture in descriptive and comparative terms, as well as in a bilingual context. In examining this topic, the research of the academic school “Applied Linguistics in the Republic of Tajikistan,” led by D. M. Iskandarova, and the Research Laboratory “Interdisciplinary Applied Research” of the Russian-Tajik (Slavic) University serve as a foundation for this discussion. The objective is to examine the status of interdisciplinary research on the Russian language, literature, and culture within the Tajik scholarly discourse, as well as the functioning of the Russian language in bilingual communicative environments. This study examines the perception and reflection of the concept of “Russian” in the linguistic consciousness of the youth of Tajikistan. The analysis of this perception provides insight into how the Russian linguocultural space is reflected in the linguistic picture of the world of a bilingual individual. Additionally, examples of interdisciplinary studies are provided, which present a comparative analysis of the empirical material of Tajik scholars. The interest in Russian literature, the Tajik-Russian literary and cultural ties, the translations of Russian poets and writers into Tajik, as well as the appeal of Russian poets and writers to the literary heritage of Tajik-Persian poets and thinkers, has remained consistently high. This article presents an analysis of the works of Tajik literary scholars on this issue. A review of the presence of the Russian language, literature, and culture in the scholarly discourse of Tajikistan enables the identification of existing problems and the delineation of prospects for the development of research in these areas, as well as the formulation of recommendations for the advancement of scholarly collaboration between Russia and Tajikistan. |
Ключевые слова: | СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ ЭТНОСТЕРЕОТИП «РУССКИЙ» ТАДЖИКСКО-РУССКИЙ БИЛИНГВИЗМ РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ COMPARATIVE LINGUACULTURAL STUDIES ETHNOSTEREOTYPE “RUSSIAN” TAJIK-RUSSIAN BILINGUALISM RUSSIAN-TAJIK CULTURAL TIES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140405 |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=79432650 |
Идентификатор SCOPUS: | 85214094527 |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2024.4.933 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2024_05.pdf | 422,04 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons