Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140404
Название: | Russian Studies in the Antipodes: Russian Language Teaching and Research in Australia and New Zealand |
Авторы: | Калюга, М. Юнусова, С. Kalyuga, M. Yunusova, S. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Kalyuga M. Russian Studies in the Antipodes: Russian Language Teaching and Research in Australia and New Zealand / M. Kalyuga, S. Yunusova // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1214-1231. |
Аннотация: | Представлены обзор и критическая оценка развития и современного состояния преподавания русского языка в университетах Австралии и Новой Зеландии. Анализируются основные направления исследований в области русистики в этих странах в XX и XXI вв. и факторы, повлиявшие на преподавание и исследования в этой области. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью изучения состояния русистики в Австралии и Новой Зеландии в свете политических и социокультурных изменений, а, с другой – недостатком исследований в этой сфере. Выбор временного промежутка объясняется тем, что невозможно объяснить положение русистики в Австралии и Новой Зеландии в XXI в. без учета тенденций развития этой дисциплины в предыдущем столетии. Исследование основано на анализе материалов прессы, официальных сайтов австралийских и новозеландских университетов, статистических материалов и научных публикаций. Показано, что динамика спроса на преподавание русского языка в высших учебных заведениях Австралии и Новой Зеландии, безусловно, отражает изменения в интересе к этому языку. Установлено, что на характер преподавания русского языка в этих двух странах оказывают сильное влияние исторические, экономические и политические факторы, в особенности государственные реформы в сфере образования и, в частности, преподавания иностранных языков. Демонстрируются изменения в направлениях исследований русского языка и литературы. Если в XX в. (особенно в 1950‑е, 1960‑е и 1970‑е гг.) большее количество исследований было посвящено описанию грамматического и фонетического строя современного русского литературного языка, сопоставительному анализу славянских языков, то в XXI в. появились работы прикладного характера, публикации по методике преподавания русского языка и применению достижений академической лингвистики в преподавании. Если в XX в. литературоведение в большей степени занималось классикой XIX и начала ХХ в., то последние исследования по большей части посвящены творчеству современных поэтов и писателей. This article provides an overview and critical assessment of the development and current state of university Russian language teaching in Australia and New Zealand and examines the main directions of research in Russian Studies in these countries in the twentieth and twenty-first centuries. It also highlights various factors that influenced teaching and research in the field of the Russian language and literature. The relevance of the topic is due, on the one hand, to the urgency of examining the state of Russian studies in Australia and New Zealand in the light of ongoing political and socio-cultural changes, and, on the other hand, to the lack of research in this area. Both periods were chosen because it is impossible to explain the position of Russian studies in Australia and New Zealand in the twenty-first century without considering the trends in the development of the discipline in the previous century. The study is based on the analysis of press materials, official websites of Australian and New Zealand universities, statistical materials of higher education, and research publications. The article demonstrates that the dynamics of demand for teaching Russian at tertiary level in Australia and New Zealand, as well as the emergence or closure of Russian programs, certainly reflect changes in interest in the Russian language. However, university Russian language teaching in the two countries was also found to be strongly influenced by historical, economic, and political factors, as well as by government reforms in education and, in particular, language teaching. The article also demonstrates changes in the directions of research in the field of the Russian language and literature. It was observed that while in the twentieth century (especially in the 1950s, 1960s, and 1970s), more studies were published on the description of the grammatical and phonetic structure of the modern Russian literary language, as well as on comparative analyses of Slavonic languages, in the twenty-first century, a large number of works of an applied nature appeared, including publications on the methodology of teaching Russian and on applying the achievements of linguistics to teaching. In addition, while in the twentieth century literary studies dealt to a greater extent with the classics of the nineteenth and early twentieth centuries, in the twenty-first century, more research has been devoted to the analysis of the works of contemporary poets and writers. |
Ключевые слова: | АВСТРАЛИЯ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ РУСИСТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ AUSTRALIA NEW ZEALAND RUSSIAN STUDIES RUSSIAN LANGUAGE LANGUAGE TEACHING RUSSIAN LITERARY STUDIES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140404 |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=79432649 |
Идентификатор SCOPUS: | 85214090063 |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2024.4.932 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2024_04.pdf | 465,61 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons