Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/140392
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorКожевников, М. Г.ru
dc.contributor.authorKozhevnikov, M.en
dc.date.accessioned2024-12-28T05:43:03Z-
dc.date.available2024-12-28T05:43:03Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationКожевников М. Г. Нарратив иномирья древнерусской литературы: центр и периферия / М. Г. Кожевников // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1429-1446.ru
dc.identifier.issn2311-911Xprint
dc.identifier.issn2313-6871online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/140392-
dc.descriptionThe article was submitted on 06.11.2023.en
dc.description.abstractИсследуются образы иного мира и средства их презентации в литературе Древней Руси (страна блаженных, земной рай и земной ад, небесный рай и потусторонний ад). Цель работы – раскрытие нарратива иномирья через сравнительный анализ различных образов иного мира, представленных в древнерусских памятниках разных жанров и периодов. Производится подсчет основных конституирующих элементов образов иномирья в конкретных памятниках, после чего устанавливается связь набора таких элементов в памятнике с его содержанием и представленным в нем типом иного мира. Список конституирующих элементов составлен на основе методологии иеротопии и с учетом опыта исследований по выявлению ключевых черт иномирья (М. Химмельфарб, М. В. Рождественской, А. Орлова). Основными источниками являются древнерусские апокалипсисы и «хождения» в страну блаженных или в земной рай. Древнерусская литература рассматривается как продукт парадигматического средневекового сознания со свойственными ему иерархичностью и мировоззренческой целостностью. Памятники с наиболее подробными описаниями иного мира (тексты ядра) могли выступать в качестве вершины парадигмы, на основе которой достраивались образы иного мира в гораздо более обширной группе текстов, в которых иной мир упоминается (или даже выступает основным местом действия), но не описывается подробно (тексты периферии). Произведен анализ текстов ядра, в результате выявлен ряд закономерностей в формировании образов иного мира, в частности регулярное соответствие между набором формальных средств построения образа с содержанием текста и типом иномирья, представленным в нем. Демонстрируется устойчивость образов иных миров разных типов во всех текстах. Делается вывод о вероятном сохранении такой устойчивости образов иномирья в древнерусской литературе.ru
dc.description.abstractThis paper examines the portrayal of other worlds in Old Russian literature, delineating the fundamental categories of such depictions, including the concept of the blessed land, the earthly paradise and the earthly hell, the heavenly paradise and the underworld hell. The objective of this article is to identify and analyse the various images of other worlds that emerge from a comparative analysis of a range of medieval Russian texts, which encompass different origins, genres, and historical periods. The author identifies the principal constitutive elements of the images of otherworldliness in specific texts and subsequently establishes the connection between these elements and the text’s content, as well as the associated type of otherworld. The list of integral constituent elements is composed based on both the methodology of hierotopy and other scholarly works attempting to identify distinctive traits characteristic of different types of the literary otherworld, most notably studies by M. Himmelfarb, M. Rozhdestvenskaya, and A. Orlov. The principal sources consulted in the preparation of this paper are Old Russian apocalypses and accounts of journeys to earthly paradise. Old Russian literature is regarded as a product of the paradigmatic medieval mindset, which is characterised by a hierarchical nature and an integrated worldview. It is proposed that the texts presenting the most detailed accounts of other worlds, referred to as the ‘core texts’, may have served as the basis for the images of other worlds found in the much more numerous ‘peripheral texts’. These latter texts may take place in or make reference to other worlds, but do not describe them in detail. The principal discovery resulting from the analysis of the core texts is the consistent correlation between a set of essential elements that comprise a given image on the one hand, and, on the other hand, a corresponding type of otherworld that is depicted in a text along with its content. The images of other worlds that are presented in all the core texts are demonstrated to be highly stable, which suggests that these images remained stable within the broader context of Old Russian literature as well.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofQuaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4en
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/-
dc.subjectЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИru
dc.subjectАПОКАЛИПСИСЫru
dc.subjectИНОЙ МИРru
dc.subjectИЕРОТОПИЯru
dc.subjectМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАru
dc.subjectНАРРАТИВru
dc.subjectЗЕМНОЙ РАЙru
dc.subjectOLD RUSSIAN LITERATUREen
dc.subjectAPOCALYPSESen
dc.subjectHIEROTOPYen
dc.subjectWORLDVIEW PARADIGMen
dc.subjectNARRATIVEen
dc.subjectOTHER WORLDSen
dc.subjectEARTHLY PARADISEen
dc.titleНарратив иномирья древнерусской литературы: центр и периферияru
dc.title.alternativeThe Narrative of the Otherworld of Old Russian Literature: Centre and Peripheryen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://elibrary.ru/item.asp?id=79432662-
dc.identifier.doi10.15826/qr.2024.4.944-
dc.identifier.scopus85214210413-
local.description.firstpage1429-
local.description.lastpage1446-
local.identifier.eid2-s2.0-85214210413-
local.contributorКожевников, Михаил Геннадьевичru
local.contributorKozhevnikov, Mikhail G.en
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2024_16.pdf411,78 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons