Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/140387
Название: | Общественные и личные связи в культуре винопития: эмотивное разнообразие и социальные практики |
Другие названия: | Social and Personal Connections in Wine Drinking Culture: Emotive Diversity and Social Practices |
Авторы: | Калинина, А. Д. Kalinina, A. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Калинина А. Д. Общественные и личные связи в культуре винопития: эмотивное разнообразие и социальные практики / А. Д. Калинина // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 4. — С. 1333-1353. |
Аннотация: | Художественные образы алкоголя и человека, его употребляющего, используются в литературных произведениях от древнерусских и до современных текстов, что обусловлено социальной значимостью алкогольных напитков в жизни человека. Процесс освоения этих образов литературой Нового времени предварялся появлением темы алкоголя в фольклоре и в древнерусской словесности, где они метафорически осмыслялись под влиянием обрядового и житейского опыта. В результате сформировались три образных направления – пива, вина и водки, каждое из которых имеет собственные эмотивную окраску и коммуникативное значение. Исследования генезиса и метафоризации образов этих алкогольных напитков позволяют объяснить разницу воплощения того или иного напитка в текстах. Главной характеристикой алкогольных напитков, лежащей в основе такой метафоризации, является осуществление коммуникативной функции, связанной с ритуальным употреблением алкоголя. Употребление алкоголя рассматривается как практика социального контакта, а пиво, вино и водка – как акторы этого контакта, порождающие различные по характеру связи и приводящие к разным результатам коммуникации. История употребления алкогольных напитков и особенности восприятия человеком их обрядовых свойств (или их отсутствия) показывают, как характеристики употребления пива, вина, водки обозначают различные связи. Обрядовое использование пива (меда) с древних времен имело целью укре-пление родственных связей между участниками, было способом их приобщения к группе. Важными также были привязка к поводу, определенному народно-христианским календарем праздников или общественной необходимостью, и мера употребления, которую ограничивали ритуалы обращения с чашей. Употребление виноградного вина, поставлявшегося на Русь из-за границы, обозначало высокий социальный статус человека, а с приходом христианства виноградное вино соотносилось с сакральным значением крови Христовой и через ритуал причастия означало соединение верующего и Бога. Водка, появившаяся после XVIII в., имела прототип – хлебное вино, крепкий напиток, получавшийся методом перегонки и широко употреблявшийся с XV в. Доступность этого вида алкоголя и кабацкая налоговая политика разрушили условия обрядового употребления алкоголя, а вслед за этим изменился характер создававшейся связи – ритуальное «родство по пище» сменилось кратковременной дружбой для получения выгоды и веселого времяпрепровождения. Анализ фольклорных текстов из рукописного песенника начала XIX в. показывает, что на акторных свойствах употребления пива, вина и водки строится использование этих напитков как метафоры человеческих отношений: хорошее пиво – любовь, плохое пиво – нелюбовь; упоминание водки придает тексту негативные коннотации. The depiction of alcohol and the act of drinking in artistic images is a common feature of literary works. This is indicative of the high social significance of alcoholic beverages in human life. The process of mastering these images by secular literature of the modern era was preceded by the appearance of alcohol in folklore and in Old Russian literature, where they were metaphorically interpreted under the influence of ritual and everyday experience. The images of beer, wine, and vodka that have emerged are imbued with a distinctive emotional quality and communicative significance. The genesis and metaphorisation of images of these drinks elucidate the distinction between the presence or absence of a particular beverage in a literary work. The process of metaphorisation is based on the communicative function of ritual alcohol. The methods of social topology, which consider the individual as a social entity and human interaction with objects as the formation of social space, permit the view that alcohol can be regarded as a mode of social interaction. Beer, wine, and vodka are the agents of this contact, facilitating diverse forms of communication and resulting in a range of outcomes. An examination of the historical development of alcohol consumption and its perceived ceremonial properties through the lens of social topology reveals how the characteristics of the context and occasion of drinking beer, wine, and vodka indicate various connections. Since antiquity, the ceremonial consumption of beer (mead) has been associated with the strengthening of kinship between drinkers, the equalisation and inclusion of individuals within a group, and the binding of social interactions to a specific national Christian calendar of holidays or social necessity. The reason and measure of consumption were limited by rituals of handling the cup. The consumption of grape wine in Russia indicated a high social status, typically associated with rulers such as tsars or princes, or diplomats. Grape wine acquired a sacred meaning, symbolising the blood of Christ, and connected believers with God through the ritual of the Eucharist. The semantic field of religion also encompassed secular wines. Vodka had a prototype in the form of bread wine, a strong drink obtained by distillation and used in taverns since the fifteenth century. The advent of this type of alcohol and the subsequent tax policy of taverns effectively destroyed the conditions required for ritual alcohol consumption. This resulted in a shift in the nature of the connection, whereby the ritual of “food kinship” was replaced by a more transient form of friendship for profit. An analysis of folklore texts from a handwritten songbook from the nineteenth century reveals that the use of these drinks as metaphors for human relations is based on the actor properties of drinking beer, wine and vodka. For example, good beer is associated with love, while bad beer is associated with dislike. The mention of vodka is indicative of a negative connotation. |
Ключевые слова: | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КУЛЬТУРА ВИНОПИТИЯ ПИР АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ ПРИЧАСТИЕ КАБАК КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ OLD RUSSIAN LITERATURE DRINKING CULTURE FEAST ALCOHOLIC BEVERAGES COMMUNION BARRELHOUSE COMMUNICATIVE PRACTICES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/140387 |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2024.4.939 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 24-28-00189 «Телесные практики повседневности: хлеб, вино и девиации в пограничных состояниях культур Нового времени (междисциплинарное измерение)» (https://rscf.ru/project/24-28-00189/). |
Карточка проекта РНФ: | 24-28-00189 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2024_11.pdf | 410,96 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons