Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139913
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorЗавьялова, М. В.ru
dc.contributor.authorZavyalova, M. V.en
dc.date.accessioned2024-11-27T11:38:10Z-
dc.date.available2024-11-27T11:38:10Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЗавьялова М. В. Литовские петронимы в мифологическом контексте / М. В. Завьялова // Вопросы ономастики. — 2024. — Т. 21, № 2. — С. 172-191.ru
dc.identifier.issn1994-2400Print
dc.identifier.issn1994-2451Online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/139913-
dc.descriptionРукопись поступила в редакцию 30.04.2024. Рукопись принята к печати 03.06.2024.ru
dc.descriptionReceived on 30 April 2024. Accepted on 3 June 2024.en
dc.description.abstractВ статье анализируются имена литовских камней, считающихся священными, и связанные с ними легенды. По данным исследователей, в Литве насчитывается примерно 500 подобных камней. Народные верования связывают многие такие камни с языческими божествами и христианскими святыми, наделяют их способностью двигаться, говорить, обучать, лечить, советовать, давать деньги в долг, иметь семью и детей. Существуют свидетельства обожествления камней в языческие времена, что отражается в их именах. Имена камней содержат отсылки как к хтоническим персонажам, так и к христианским святым, могут соотноситься с названиями животных и именами людей. В статье последовательно анализируются все эти случаи, рассматриваются предания о происхождении камней, соответствующие исторические свидетельства, археологические и фольклорные данные. Литовские предания, повествующие об имянаречении камней, позволяют предположить, что камни, имеющие в настоящее время христианские имена, ранее имели имена языческие. «Крещение» камней с присвоением им христианского имени не только меняет в народном сознании некоторые свойства камней, но и, согласно верованиям, останавливает их рост и движение. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что мифологический образ камня с течением времени менялся. Исторические данные свидетельствуют о том, что в языческой древности камень отождествлялся с божеством, выполняя роль жертвенника и идола одновременно. С приходом христианства акценты сместились, и почитаемые ранее камни стали соотноситься с персонажами низшей мифологии — чертом, ведьмой, Лауме. Фольклорная традиция относит камни к разряду «иномирных» объектов, подчеркивая их связь с хтоническим миром, миром мертвых и «нечистых».ru
dc.description.abstractThe article examines the names of Lithuanian stones regarded as sacred and the legends associated with them. Researchers estimate that there are approximately 500 such stones in Lithuania. Popular beliefs link many of these stones with pagan deities and Christian saints, attributing to them the abilities to move, speak, teach, heal, advise, lend money, and even form families and have children. Evidence of stone worship during pagan times is reflected in their names, which often reference both chthonic figures and Christian saints, and may also be associated with the names of animals and people. The article systematically analyses these cases, considering legends about the stones’ origins, relevant historical evidence, and archaeological and folklore data. Lithuanian legends regarding the naming of stones suggest that those now bearing Christian names may have originally had pagan ones. The “baptism” of some stones by bestowing Christian names upon them not only alters some of their properties but is also believed to stop their growth and movement. The analysis leads to the conclusion that the mythological perception of stones has evolved over time. Historical data indicate that in pagan antiquity, stones were identified with deities, serving simultaneously as altars and idols. With the advent of Christianity, the focus shifted, and stones that were once venerated began to be associated with figures from lower mythology, such as the devil, witches, and Laumės (woodland spirits). Folklore traditions classify stones as “otherworldly” objects, emphasizing their connection with the chthonic realm, the world of the dead, and the “unclean”.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00365 «Семиотические модели в кросскультурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica», https://rscf.ru/project/22-18-00365/.ru
dc.description.sponsorshipThe research was supported by the Russian Science Foundation grant No. 22-18-00365 Semiotic Models in the Cross-cultural Space: Balcano-Balto-Slavica, https://rscf.ru/en/project/22-18-00365/.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofВопросы ономастики. 2024. Том 21. № 2ru
dc.subjectЛИТОВСКАЯ МИФОЛОГИЯru
dc.subjectЛИТОВСКИЙ ФОЛЬКЛОРru
dc.subjectСВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬru
dc.subjectПЕТРОНИМru
dc.subjectИМЯНАРЕЧЕНИЕru
dc.subjectЖЕРТВЕННИКru
dc.subjectИДОЛru
dc.subjectЯЗЫЧЕСТВОru
dc.subjectLITHUANIAN MYTHOLOGYen
dc.subjectLITHUANIAN FOLKLOREen
dc.subjectSACRED STONEen
dc.subjectPETRONYMen
dc.subjectNAMINGen
dc.subjectALTARen
dc.subjectIDOLen
dc.subjectPAGANISMen
dc.titleЛитовские петронимы в мифологическом контекстеru
dc.title.alternativeLithuanian Petronyms in the Mythological Contexten
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=75177433-
dc.identifier.doi10.15826/vopr_onom.2024.21.2.021-
local.description.firstpage172-
local.description.lastpage191-
local.fund.rsf22-18-00365-
local.contributorЗавьялова, Мария Вячеславовнаru
local.contributorZavyalova, Maria Viacheslavovnaen
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2024_2_07.pdf1,81 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.