Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139909
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorГанжина, И. М.ru
dc.contributor.authorGanzhina, I. M.en
dc.date.accessioned2024-11-27T11:38:09Z-
dc.date.available2024-11-27T11:38:09Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationГанжина И. М. Реструктуризация христианских личных имен в преднациональный период: имена на -й / И. М. Ганжина // Вопросы ономастики. — 2024. — Т. 21, № 2. — С. 73-89.ru
dc.identifier.issn1994-2400Print
dc.identifier.issn1994-2451Online
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/139909-
dc.descriptionРукопись поступила в редакцию 08.02.2024. Рукопись принята к печати 01.05.2024.ru
dc.descriptionReceived on 8 February 2024. Accepted on 1 May 2024.en
dc.description.abstractСтатья представляет собой завершающую, третью часть цикла, посвященного исследованию деривации территориально ограниченной системы форм христианских личных имен в преднациональный период. В данном цикле на материале антропонимов, зафиксированных в тверских деловых текстах XVI–XVII вв., рассматривается, как в народной речи происходила структурная перестройка полных форм мужских личных имен. Объектом анализа в статье является продуктивная часть парадигматического класса *-jŏ — полные формы антропонимов с мягкой основой с конечным -й в разных вариациях: -ий, -ей, -ай, -ой. Эти финали могли быть как исконными, совпадающими с канонической формой личного имени, так и возникшими в результате взаимозамены финалей, их усечения либо наращения. В реальном употреблении полные народно-разговорные формы имен в исследуемый период были чрезвычайно разнообразны и представлены большим количеством фонетических и морфологических вариантов, возникших прежде всего вследствие фиктивного членения и формального преобразования основ антропонимов. При этом предпочтение в документах отдается разговорным, а не каноническим формам, которые сохранялись в основном у представителей духовной иерархии. В статье выявляются словообразовательные механизмы, способствовавшие вхождению иноязычных личных имен в ономастическую систему русского языка и возникновению многочисленных обиходных полных форм имен: их структурное переоформление, формально-ассоциативные отношения, связанные с модификацией финальной части. Именно эти структурные преобразования вкупе с фонетическими изменениями образуют неповторимый антропонимический «узор» на любой отдельно взятой территории. Можно констатировать, что в XVI–XVII вв. в тверских документах наиболее стабильными, устойчивыми и периодически повторяющимися в многочисленных рядах полных форм христианских личных имен являются две разновидности: формы на твердый согласный с усечением (Влас, Назар, Тарас, Федос и т. п.) и формы с конечным -ей (Власей, Назарей, Тарасей, Федосей и т. п.).ru
dc.description.abstractThis article is the concluding part of a series of articles investigating the derivation of the geographically limited system of Christian personal name forms during the pre-national period. Drawing on anthroponyms from Tver business texts of the 16th–17th centuries, it explores the structural reorganization of full male personal names in colloquial speech. The focus of the analysis is on the productive paradigmatic class *-jŏ, specifically full forms of anthroponyms with a soft base (ending in -y) in different variants: -iy, -ey, -ay, -oy. During the period studied, these colloquial full forms were highly diverse, with numerous phonetic and morphological variants. These variants primarily emerged from fictitious segmentation and formal alteration of the anthroponymic bases. At the same time, preference in documents is given to colloquial rather than canonical forms, which were used mainly by clergymen. The article identifies the word-formation mechanisms that facilitated the integration of foreign personal names into the Russian onomastic system, leading to the development of numerous colloquial full forms of names, particularly through structural reorganization and formal-associative relationships involving modifications to the final segment of the name. These structural transformations, combined with phonetic changes, create a unique anthroponymic pattern specific to each territory. The analysis reveals that in the 16th–17th centuries Tver documents, two forms of Christian personal names were particularly stable and frequently recurring: consonant-final truncated forms (e.g., Vlas, Nazar, Taras, Fedos) and forms ending in -ey (e.g., Vlasey, Nazarey, Tarasey, Fedosey).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofВопросы ономастики. 2024. Том 21. № 2ru
dc.subjectХРИСТИАНСКОЕ ЛИЧНОЕ ИМЯru
dc.subjectПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ КЛАССru
dc.subjectПОЛНАЯ ФОРМА ЛИЧНОГО ИМЕНИru
dc.subjectКАНОНИЧЕСКОЕ ИМЯru
dc.subjectКВАЛИТАТИВru
dc.subjectФОРМАНТru
dc.subjectВАРИАТИВНОСТЬru
dc.subjectФИНАЛЬru
dc.subjectСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИПru
dc.subjectCHRISTIAN PERSONAL NAMEen
dc.subjectPARADIGMATIC CLASSen
dc.subjectFULL FORM OF A PERSONAL NAMEen
dc.subjectCANONICAL NAMEen
dc.subjectQUALITATIVEen
dc.subjectFORMANTen
dc.subjectVARIABILITYen
dc.subjectFINALen
dc.subjectWORD-FORMATION TYPEen
dc.titleРеструктуризация христианских личных имен в преднациональный период: имена на -йru
dc.title.alternativeRestructuring Russian Christian Personal Names in the Pre-National Period: Names in -yen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=75177429-
dc.identifier.doi10.15826/vopr_onom.2024.21.2.017-
local.description.firstpage73-
local.description.lastpage89-
local.contributorГанжина, Ирина Михайловнаru
local.contributorGanzhina, Irina Mikhailovnaen
Appears in Collections:Вопросы ономастики

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
vopon_2024_2_03.pdf393,34 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.