Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/139850
Название: | Новое конфуцианство и внешнеполитический дискурс КНР: интеллектуальные основания китайской дипломатии |
Другие названия: | New Confucianism and Foreign Policy Discourse of the PRC: Intellectual Foundations of the Chinese Diplomacy |
Авторы: | Бонч-Осмоловская, О. А. Bonch-Osmolovskaya, O. A. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Бонч-Осмоловская О. А. Новое конфуцианство и внешнеполитический дискурс КНР: интеллектуальные основания китайской дипломатии / О. А. Бонч-Осмоловская // Уральское востоковедение : международный альманах. — Екатеринбург : [Издательво Уральского университета], 2024. — Вып. 14: Китайская цивилизация в прошлом и настоящем: к 75-летию со дня образования Китайской Народной Республики. — С. 107-115. |
Аннотация: | В статье рассматриваются перспективы развития китайской внешнеполитической стратегии через призму концепции дискурсивной силы, цивилизационного подхода и нового конфуцианства. Прослежены основные факторы, сдерживавшие развитие мягкой силы КНР за рубежом, а также проанализированы составляющие современной модернизационной теории КНР и место традиционной китайской философии в разработке теоретической модели трансформационных процессов. Китайская модель модернизации из «догоняющего» типа была переосмыслена в самостоятельную модель устойчивого развития (концепция «модернизации китайского типа»). Смещение акцента в сторону цивилизационного подхода в понимании глобальных процессов дало китайскому политическому дискурсу новую оптику, где противостояние между социализмом и капитализмом переносится в область «культурно-цивилизационного многообразия». Цивилизационный дискурс Си Цзиньпина и его аппарата, будучи адаптирован к новым реалиям, трансформировался в концепцию государства-цивилизации, в котором подчеркивается цельность и непрерывность преемственности китайской истории, ригоризм былой риторики постепенно сглаживается, в частности, в концепциях геоцивилизации и диалога цивилизаций, а также акцентом на «гармонии без унификации», то есть взаимной выгоде и общем процветании. Одновременно с этим современное новое конфуцианство обеспечивает теоретическую базу для экспортирования «китайской теории морали» в мир. Так, Ду Вэймин возглавляет пекинский Институт мировой этики, равно как его проекты включают в себя разработку мировой этики как минимум с 80‑х гг. Возможность таких проектов выводится из разрабатываемой им и его коллегами «новой духовности», на которой должен строится межцивилизационный диалог. Официальные речи Си Цзиньпина все больше апеллируют к конфуцианским ценностям с соответствующей этической терминологией, определяя дальнейшую интеграцию конфуцианского компонента в китайскую марксистскую идеологию. Таким образом, разрабатываемая в КНР теория морали все заметнее привлекает опыт ново/постконфуцианского учения, что свидетельствует о важном и интересном витке формирования философско-идеологического дискурса КНР, следующего традиционному китайскому принципу «вернуться к старому, чтобы создать новое». The article examines the prospects for the development of Chinese foreign policy strategy through the prism of the concept of discursive power, civilizational approach and New Confucianism. The article traces the main factors that constrained the development of China’s soft power abroad, and analyzes the components of China’s modernization theory as well as the place of traditional Chinese philosophy in the development of a theoretical model of transformation processes. The Chinese model of modernization was rethought from a “catchingup” type to an independent model of sustainable development (the concept of “Chinese-type modernization”. The shift in emphasis towards a civilizational approach in understanding global processes has given Chinese political discourse a new lens, where the confrontation between socialism and capitalism is transferred to the area of “cultural-civilizational diversity”. The civilizational discourse of Xi Jinping and his apparatus, having been adapted to the new realities, has been transformed into the concept of the state-civilization, which emphasizes the wholeness and continuity of the continuity of Chinese history, the rhetoric of the former rhetoric being gradually smoothed out, particularly in the concepts of geocivilization and dialogue of civilizations, as well as the emphasis on “harmony without unification”, i. e. mutual benefit and common prosperity. At the same time, contemporary New Confucianism provides a theoretical basis for exporting “Chinese moral theory” to the world. For example, Du Weimin heads the Beijing Institute of World Ethics, and his projects have included the development of world ethics since at least the 1980s. The possibility of such projects is derived from the “new spirituality” he and his colleagues are developing, on which inter-civilizational dialogue should be based. Xi Jinping’s official speeches increasingly appeal to Confucian values with the corresponding ethical terminology, determining the further integration of the Confucian component into Chinese Marxist ideology. Thus, the theory of morality being developed in the PRC increasingly draws on the experience of New/Post-Confucian teachings, indicating an important and interesting turn in the formation of the PRC’s philosophical and ideological discourse, following the traditional Chinese principle of “return to the old to create the new”. |
Ключевые слова: | МЯГКАЯ СИЛА ДИСКУРСИВНАЯ СИЛА КОНФУЦИАНСТВО НОВОЕ КОНФУЦИАНСТВО ДИПЛОМАТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ SOFT POWER DISCURSIVE POWER CONFUCIANISM NEW CONFUCIANISM DIPLOMACY INTELLECTUAL HISTORY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/139850 |
ISSN: | 2309-8325 2782-280X |
DOI: | 10.15826/usos.2024.14.11 |
Источники: | Уральское востоковедение. Вып. 14 |
Располагается в коллекциях: | Уральское востоковедение (Ural Survey of Oriental Studies) |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
uv14_2024_12.pdf | 427,67 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.