Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139293
Название: Стратификация региональных образовательных систем высшего образования
Другие названия: Stratification of Regional Higher Education Systems
Авторы: Рой, О. М.
Roy, O. M.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Рой О. М. Стратификация региональных образовательных систем высшего образования / О. М. Рой // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 4. — С. 65-75.
Аннотация: В статье рассматривается сложившаяся в России тенденция стратификации учреждений высшего образования. Рассматриваемая в качестве одного из инструментов государственного регулирования образовательная стратификация, с одной стороны, стимулирует университеты к повышению своих рейтинговых показателей, а с другой – может ограничивать инновационные возможности региона, сдерживать развертывание его производственного потенциала. В качестве категории, отображающей совокупность функционирующих на территории региона учреждений высшего образования, автором используется понятие «региональная образовательная система высшего образования», позволяющее оценить научный и кадровый потенциал региона, его способность решать актуальные проблемы. Качество такой системы в регионе определяется спросом на услуги местных университетов, уникальностью и сбалансированностью предлагаемых ими образовательных программ, активностью в проведении актуальных научных исследований. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости усиления внимания региональных органов государственной власти к развитию местных университетов, вовлечению их в процессы решения актуальных проблем региона с учетом сложившейся на его территории структуры занятости и спроса на образовательные услуги. В заключительной части статьи определяется возможный перечень показателей, на основе которых следует оценивать положение региональной образовательной системы относительно других регионов и проводить мониторинг оценки административного влияния на вузовское образование в регионе.
The article examines the emerging trend of stratification of higher education institutions in Russia. Educational stratification, considered as one of the tools of state regulation, on the one hand, stimulates universities to improve their ranking indicators, and on the other hand, may limit the innovative potential of the region, constraining the development of its industrial capacity. The author uses the concept of «regional educational system of higher education» as a category reflecting the set of functioning higher education institutions in the region, allowing to assess the scientific and personnel potential of the region and its ability to address current issues. The quality of such a system in the region is determined by the demand for services from local universities, the uniqueness and balance of the educational programs they offer, and the activity in conducting relevant scientific research. Based on the analysis conducted, a conclusion is drawn on the need for regional authorities to pay more attention to the development of local universities, involving them in processes addressing current regional issues considering the existing employment structure and demand for educational services in the region. The final part of the article identifies a possible list of indicators based on which the position of the regional educational system should be evaluated relative to other regions, conducting monitoring to assess administrative influence on university education in the region.
Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
РЕГИОН
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM
HIGHER EDUCATION
HIGHER EDUCATION INSTITUTION
PROFESSIONAL STRATIFICATION
REGION
MONITORING OF UNIVERSITIES' PERFORMANCE
OMSK REGION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139293
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 64159853
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2023.04.033
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_4_007.pdf738,26 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons