Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139287
Название: Неизвестные рисунки А. К. Денисова-Уральского для ювелирных мастерских (1914–1915)
Другие названия: Unknown Drawings of A. K. Denisov-Uralsky for Jewellery Workshops (1914–1915)
Авторы: Боровкова, Н. В.
Borovkova, N. V.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Боровкова Н. В. Неизвестные рисунки А. К. Денисова-Уральского для ювелирных мастерских (1914–1915) / Н. В. Боровкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 3. — С. 209-221.
Аннотация: Настоящая статья посвящена неизвестным рисункам А. К. Денисова-Уральского, выполненным для ювелирных мастерских Петрограда в 1914–1915 гг. Оригинальные ювелирные изделия этого художника были востребованы современниками, однако сегодня его подлинные произведения известны лишь в единичных экземплярах. Изображений ювелирных изделий, выполненных по рисункам А. К. Денисова-Уральского, практически не сохранилось; при жизни художника публикация таких рисунков была выполнена лишь однажды, в 1912 г. Выявление и изучение подлинных произведений А. К. Денисова-Уральского сопряжено с объективными трудностями, поскольку он не имел собственного именного клейма. Кроме того, ювелирное творчество А. К. Денисова-Уральского в течение десятилетий подвергалось забвению, в значительной мере связанному с тем фактом, что он покинул Петроград в 1917 г., оставшись на территории Финляндии и не вернувшись в Россию. Имущество художника — минералогическая коллекция и бумаги — было передано музею Петроградского горного института в 1919–1921 гг. В числе прочих бумаг музей получил четыре тетради, содержащие накладные мастерской А. К. Денисова-Уральского, адресованные различным ювелирным фирмам Петрограда. В этих документах сохранилось 22 рисунка ювелирных изделий. Благодаря изучению накладных удалось реконструировать ассортимент изделий и основных исполнителей ювелирных работ по рисункам Денисова-Уральского, выявить стилистические особенности произведений, характерные для творческого почерка А. К. Денисова-Уральского. Это, в свою очередь, позволяет эффективно выявлять его работы в музейных коллекциях и на современном антикварном рынке, а также проследить черты преемственности в творчестве уральской ювелирной школы.
This article is dedicated to the examination of hitherto unknown drawings by A. K. Denisov-Uralsky, created for jewellery workshops in Petrograd between 1914 and 1915. The original jewellery produced by this artist was highly sought after by his contemporaries, yet today, his authentic works are only known in single copies. It is notable that few images of jewellery created from designs by A. K. Denisov-Uralsky have survived. During the artist’s lifetime, such designs were published on only one occasion, in 1912. The process of identifying and studying authentic works by A. K. Denisov-Uralsky is associated with certain objective difficulties, primarily due to the fact that he did not possess his own personal hallmark. Furthermore, the jewellery work of A. K. Denisov-Uralsky was largely forgotten for decades following his departure from Petrograd in 1917, as he remained in Finland and never returned to Russia. The artist’s estate, comprising a mineralogical collection and personal papers, was acquired by the Museum of the Mining Institute between 1919 and 1921. In addition, the museum received four notebooks containing invoices from the workshop of A. K. Denisov-Uralsky, addressed to various jewellery firms in Petrograd. The documents in question contain 22 drawings of jewellery items. The study of the invoices enabled the reconstruction of the range of products and the main creators of jewellery works based on Denisov-Uralsky’s drawings, as well as the identification of the stylistic features of the works that are characteristic of the creative style of A. K. Denisov-Uralsky. This, in turn, enables the effective identification of his works in museum collections and on the contemporary antiquities market, as well as the tracing of the features of continuity in the oeuvre of the Ural jewellery school.
Ключевые слова: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ЭСКИЗ
ЮВЕЛИРНОЕ УКРАШЕНИЕ
ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А. К.
ГОРНЫЙ МУЗЕЙ
DECORATIVE ART
SKETCH
JEWELLERY
A. K. DENISOV-URALSKY A. K.
MINING MUSEUM
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139287
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=74501889
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.3.051
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-3-13.pdf3,66 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.