Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/139284
Название: | Кластеризация регионов Российской Федерации по уровню развития высшей школы и конкурентоспособности экономики |
Другие названия: | Russian Regions Clustering by the Level of Higher Education Development and Economic Competitiveness |
Авторы: | Сафиуллин, М. Р. Гатауллина, А. А. Ильдарханова, А. К. Кузьмишин, И. А. Safiullin, M. R. Gataullina, А. А. Ildarkhanova, А. К. Kuzmishin, I. А. |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Кластеризация регионов Российской Федерации по уровню развития высшей школы и конкурентоспособности экономики / М. Р. Сафиуллин, А. А. Гатауллина, А. К. Ильдарханова, И. А. Кузьмишин // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 4. — С. 23-42. |
Аннотация: | Для достижения стабильного роста социально-экономического благополучия региона в долгосрочной перспективе важно обратить внимание на уровень образования в регионе, так как между показателями, определяющими уровень высшего образования в регионе, и показателями конкурентоспособности региона имеется взаимосвязь. Целью авторов является разработка единой методологии, позволяющей сопоставить уровень развития региона Российской Федерации и уровень образования в исследуемом регионе. В исследовательской статье на основе применения методов сравнения, статистической группировки и матричного моделирования предложена методология кластеризации регионов по уровню развития высшей школы и конкурентоспособности экономики территории. В ходе проведённого исследования выявлены тенденции, описывающие взаимоотношения таких показателей, как уровень развития региональной высшей школы и валовый региональный продукт, на основе анализа статистической информации, представленной в официальных базах данных Росстат и Минобрнауки РФ за 2021 г. Научная новизна работы заключается в подетальном анализе соотношения индекса развития региональной высшей школы, основанного на анализе семи групп показателей (уровень образования, обеспечение кадрами высшей школы, развитие научного потенциала в высшей школе, решение социальных задач региона локации, репутация региональной высшей школы, развитие цифровой экономики, инфраструктура), и валового регионального продукта 85 субъектов Российской Федерации, разбитых на федеральные округа. В работе произведена классификация регионов на кластеры по уровню развития высшей школы в регионе и уровню ВРП, что позволило сформулировать предположения и выводы в отношении причин их принадлежности к конкретному кластеру, а также подискутировать на тему возможных стратегий развития высшей школы региона. To achieve a long-term stable growth in the social and economic well-being of the region, it is important to pay attention to the level of education in the latter, since the indicators that determine the level of higher education in the region and the indicators of the region’s competitiveness are interdependent. The authors’ aim is to work out a unified methodology that would make it possible to compare the level of development of any Russian region with the level of education in it. This research paper, based on the use of comparison methods, statistical grouping and matrix modeling, proposes a methodology for clustering regions according to the level of higher education development and the competitiveness of the territory’s economy. By means of the analysis of statistical information presented in the official databases of Rosstat and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2021, the study identifies trends describing the correlation between the level of development of regional higher education and gross regional product. This paper is the first to provide a detailed analysis of the ratio of the regional higher education development index (based on seven groups of indicators: level of education, higher education personnel sufficiency, development of scientific potential in higher education, solution of social problems in the region, reputation of the regional higher school, development of the digital economy, infrastructure) and the gross regional product of 85 Russian Federation members divided into federal districts. The authors classify regions into clusters according to the level of higher education development in the region and the level of GRP. This clusterization allows them to formulate assumptions and conclusions regarding the reasons for the regions’ belonging to a specific cluster, as well as to discuss possible strategies for the development of higher education. |
Ключевые слова: | РЕГИОН КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШАЯ ШКОЛА ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА РЕЙТИНГ РЕЙТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ КЛАСТЕРЫ REGION COMPETITIVENESS HIGHER SCHOOL INDEX UNIVERSITY COMPETITIVENESS RATING RATING APPROACHES HIGHER EDUCATION REGIONAL DEVELOPMENT FACTORS OF UNIVERSITY COMPETITIVENESS GROSS REGIONAL PRODUCT REGIONAL DEVELOPMENT CLUSTERS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/139284 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 64159851 |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
DOI: | 10.15826/umpa.2023.04.031 |
Сведения о поддержке: | Выражаем благодарность сотрудникам КФУ, участвующим в реализации научно-исследовательского проекта «Рейтинг влияния вузов на развитие региона», внесшим существенный вклад в подготовку данных материалов. We would like to express our utmost gratitude to the employees of Kazan Federal University, who participated in the research project «Ranking of Universities Developing the Region» and thus made a significant contribution to the preparation of these materials. |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2023_4_005.pdf | 921,23 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons