Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/139276
Название: | К реконструкции системы горной мифонимии Урала: хозяева подземных богатств |
Другие названия: | On Reconstructing the Mountain Mythonymy of the Urals: The Masters of Underground Treasures |
Авторы: | Березович, Е. Л. Иванова, Е. Э. Berezovich, E. L. Ivanova, E. E. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Березович Е. Л. К реконструкции системы горной мифонимии Урала: хозяева подземных богатств / Е. Л. Березович, Е. Э. Иванова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 3. — С. 50-70. |
Аннотация: | В статье анализируется горная мифонимия Урала — обозначения сверхъестественных антропоморфных существ, хранящих богатства недр (минералы и металлы) и способствующих или препятствующих их обнаружению, добыче и обработке. Русская горная мифология изучалась фольклористами, но лингвистический аспект начинает исследоваться только в настоящее время. Материал собран в полевых условиях в 2020–2023 гг., а также извлечен из словарей, фольклорных текстов, авторской художественной литературы. Статья написана преимущественно на материале мифологии и мифонимии Урала (и некоторых зон Сибири). В статье анализируются ядерные номинации сферы «genii loci» — мифонимы хозяин и хозяйка. Авторы отмечают, что образы хозяев гор и подземных богатств возникли на основе крестьянских верований о духах природных локусов и могли поддерживаться соответствующими мифологическими образами коренных уральских народов. На Среднем Урале дух гор воплощается прежде всего в женском обличье. В статье прослеживается генезис образа и объясняется его женская природа. Производится сопоставление мифонимов хозяйка из народных преданий и Хоз яйка Медной горы из сказов Бажова. Отмечается, что широкая известность сказов мешает определению направления миграции мифонима (из авторского сказа в народную речь или наоборот). Хозяйка — самый распространенный горный мифоним, запечатленный в среднеуральской лексике и фразеологии, связанной с добычей и обработкой минералов: коса хозяйки, слезы хозяйки, мастер от хозяйки, камень хозяйки, хозяйка зеркало разбила и др. В преданиях Южного Урала чаще встречается образ хозяина, что объясняется, возможно, культурным татарско-башкирским влиянием. Thi s article analyses the mountain mythonymy of the Urals, i.e. names for supernatural anthropomorphic beings that guard treasures of the earth (minerals and metals) and aid (or interfere with) their discovery, extraction, and carving. Russian mountain mythology has already been studied by folklorists, but the linguistic aspect is only unfolding now. The material referred to in the article was collected during the 2020–2023 expeditions and retrieved from dictionaries, folklore texts, and fiction. The article mainly draws on the mythology and mythonymy of the Urals (as well as some zones of Siberia). The paper analyses the core nominations in the sphere of “genii loci” — mythonyms хозяин (khoziain, lit. ‘master’) and хозяйка (khoziaika, lit. ‘mistress’). The authors note that the images of the owners of the mountains and earth treasures originate in peasant beliefs about the spirits of natural loci which could have been supported by the corresponding mythological images that existed among indigenous Uralic peoples. In the Middle Urals, a mountain spirit usually takes a female form. The article traces the genesis of this image and explains its feminine nature. The authors compare the following two mythonyms: хозяйка (khoziaika) from folk legends and Хозяйка Медной горы (Khoziaika Mednoi Gory, lit. ‘Mistress of the Copper Mountain’) from Bazhov’s tales. The authors note that the widespread appreciation of Bazhov’s tales stands in the way of determining the direction in which the mythonym migrated (from the author’s tale into folk speech or vice versa). Хозяйка (Khoziaika) is the most widespread mountain mythonym which is found in the Middle Urals vocabulary and phraseology associated with the extraction and carving of minerals: коса хозяйки (kosa khoziaiki, lit. ‘the mistress’s plait’), слезы хозяйки (slezy khoziaiki, lit. ‘the mistress’s tears’), мастер от хозяйки (master ot khoziaiki, lit. ‘craftsman from the mistress’, ‘craftsman inspired by the mistress’), камень хозяйки (kamen’ khoziaiki, lit. ‘the mistress’s stone’), хозяйка зеркало разбила (khoziaika zerkalo razbila, lit. ‘the mistress broke the mirror’), etc. The legends of the Southern Urals more often feature the image of a master (хозяин). This may be explained by the influence of Tatar and Bashkir culture. |
Ключевые слова: | МИФОНИМИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭТИМОЛОГИЯ ЭТНОЛИНГВИСТИКА РУССКАЯ ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА УРАЛ MYTHONYMY SEMANTIC RECONSTRUCTION ETYMOLOGY ETHNOLINGUISTICS RUSSIAN DIALECT VOCABULARY THE URALS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/139276 |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=74501879 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
Сведения о поддержке: | Работа выполнена в рамках проекта «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», финансируемого Минобрнауки России (номер темы FEUZ-2023-0018). This research was conducted within the framework of the grant “Interaction of Cultural and Linguistic Traditions: The Urals in the Context of the Dynamics of Historical Processes” FEUZ-2023-0018. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2024-3-03.pdf | 272,61 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.