Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139243
Название: Выбор выпускников одиннадцатых классов: колледж, вуз или…
Другие названия: Choice of Eleventh Grade Graduates: College, University, or….
Авторы: Бедарева, Л. Ю.
Ломтева, Е. В.
Полушкина, А. О.
Bedareva, L. Yu.
Lomteva, E. V.
Polushkina, A. O.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Бедарева Л. Ю. Выбор выпускников одиннадцатых классов: колледж, вуз или… / Л. Ю. Бедарева, Е. В. Ломтева, А. О. Полушкина // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 4. — С. 130-140.
Аннотация: Пандемия COVID-19, специальная военная операция, проводимая Российской Федерацией, и, как следствие, введение против России экономических санкций повлияли на выбор выпускниками 11-х классов школ дальнейшего образовательного пути. Основной целью работы является анализ происшедших изменений в выборе выпускников 11-х классов в пользу среднего профессионального или высшего образования под воздействием указанных событий. Еще одной задачей является прогноз предстоящей нагрузки на средний и высший уровни образования с учетом демографической ситуации. Базой исследования стали данные статистических форм ОО-1 (школа), СПО-1 (среднее профессиональное образование), ВПО-1 (высшее образование), а также демографический прогноз по однолетним возрастам до 2050 г. Исследование проводилось методом математического анализа статистической информации. Временной диапазон с 2017 по 2022 г. был разбит на четыре периода: до пандемии, первый год пандемии, второй год пандемии и начало проведения СВО. Проведенное исследование показывает, что в указанные временные периоды происходили существенные изменения в выборе выпускников 11-х классов, поступающих в образовательные организации СПО и ВО сразу после завершения обучения в школе. Так, начало пандемии увеличило их интерес к системе СПО и снизило к системе ВО, во второй год пандемии, напротив, вырос интерес к поступлению в вузы, а начало СВО привело к увеличению интереса к переходу как в систему СПО, так и в систему высшего образования, но только на очную форму обучения при снижении выбора очно-заочной и заочной форм. Результаты исследования позволяют прогнозировать возможную нагрузку (потоки выпускников 11-х классов) на системы СПО и ВО в долгосрочной перспективе с учетом изменения численности населения в возрасте 18 лет (основной возраст молодежи, заканчивающей 11 классы школы).
The COVID-19 pandemic, a special military operation conducted by the Russian Federation, and, as a result, the imposition of economic sanctions against Russia, have influenced the choice of graduates of the 11th grade of school in their further educational path. The main goal of the study is to analyze the changes in the choice of graduates of the 11th grade in favor of either secondary vocational or higher education under the influence of the events mentioned. Another task is to forecast the upcoming load on the secondary and higher levels of education, taking into account the demographic situation. The study is based on the data from statistical forms OO-1 (school), SPO-1 (secondary vocational education), VPO-1 (higher education), as well as demographic forecasts by single-year ages up to 2050. The research was conducted using the method of mathematical analysis of statistical information. The time range from 2017 to 2022 was divided into three periods: before the pandemic, the first year of the pandemic, the second year of the pandemic, and the beginning of the special military operation. The conducted research shows that significant changes in the choice of graduates of the 11th grade who enter secondary vocational and higher educational organizations immediately after completing their studies at school occurred during these specified time periods. Thus, the beginning of the pandemic increased their interest in the secondary vocational education system and decreased it in favor of higher education. In the second year of the pandemic, on the contrary, interest in entering universities grew, and the beginning of the special military operation led to an increase in interest in transitioning to both the secondary vocational education system and the higher education system, but only for full-time education, with a decrease in choosing part-time and distance learning forms. The research results allow for forecasting the possible load (flows of graduates of the 11th grade) on the secondary vocational and higher education systems in the long term, taking into account changes in the population size at the age of 18 (the main age of youth completing the 11th grade of school).
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАГРУЗКА НА СИСТЕМУ СПО ИЛИ ВО
ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ
EDUCATIONAL TRAJECTORIES
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
HIGHER EDUCATION
LOAD ON THE SECONDARY VOCATIONAL OR HIGHER EDUCATION SYSTEM
CHOICE OF GRADUATES OF ELEVENTH GRADES
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/139243
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 64159860
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2023.04.038
Сведения о поддержке: Материал подготовлен в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
The material was prepared as part of the implementation of a research project under the state assignment of RANEPA.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 4
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_4_012.pdf733,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons