Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137970
Название: Коллективные прошения и реформы в России первой четверти XIX века
Другие названия: Collective Petitions and Reforms in Russia in the First Quarter of the 19th Century
Авторы: Тимофеев, Д. В.
Timofeev, D.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Тимофеев Д. В. Коллективные прошения и реформы в России первой четверти XIX века / Д. В. Тимофеев // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 3. — С. 1062-1077.
Аннотация: Сложившиеся в историографии подходы к осмыслению исторического опыта реализации реформ в России XIX в. акцентируют внимание исследователей на выявлении политических и социально-экономических причин, которые обусловливали необходимость проведения преобразований. При этом вне поля зрения историков оказываются механизмы обратной связи властных институтов с подданными, позволявшие правительству оценить степень необходимости и возможности проведения реформ. Одним из элементов такой обратной связи в России Нового времени были жалобы, прошения и проекты подданных. Анализ их содержания и процесса рассмотрения позволяет реконструировать, каким образом властные институты реагировали на подобного рода обращения, а главное – какие факторы обусловливали конструктивный характер диалога между чиновниками и авторами прошений. Для решения поставленной проблемы проведен анализ содержания коллективных обращений и материалов делопроизводства, возникших в процессе разбирательства по делу о предложении дворян Динабургского уезда освободить крепостных крестьян, а также прошения дворянского собрания Гродненской губернии по вопросам организации местного судопроизводства, финансов и различных аспектов взаимодействия с губернатором. В результате исследования выявлены факторы, способствовавшие выстраиванию конструктивного диалога между авторами коллективных прошений и представителями высших правительственных структур. Помимо формальных требований к составлению прошений, необходимо было четко аргументировать необходимость изменений, используя ряд ключевых понятий, подчеркивавших приверженность публично провозглашаемому властью курсу на восстановление законности и предотвращение острых социальных конфликтов. Установлено, что необходимыми условиями для выстраивания конструктивного диалога были высокая степень детализации и практическая направленность предложений, а также их совпадение с ожиданиями императора. Однако даже при наличии всех обозначенных условий коллективные проекты не всегда завершались их реализацией. Причиной этому могли быть разногласия как между теми, кто представлял проект, так и в кругах высокопоставленного чиновничества. Однако в исторической перспективе предлагаемые российскими подданными варианты решения актуальных социально-экономических и административно-судебных вопросов создавали основания для выработки принципов и методов реформирования на протяжении всего XIX в.
The established approaches to understanding the historical experience of reforms in nineteenth-century Russia emphasise the attention of researchers to identifying the political and socio-economic reasons that determined the need for reforms. At the same time, historians do not consider the feedback mechanisms of power institutions with their subjects, which allowed the government to assess the degree of necessity and possibility of reforms. One of the elements of such feedback in modern Russia were complaints, petitions and projects of Russian subjects. The analysis of their content and the process of their consideration makes it possible to reconstruct how the institutions of power reacted to such appeals and, most importantly, what factors determined the constructive nature of the dialogue between officials and petitioners. To solve this problem, the author analyses the content of collective appeals and records of the proceedings in the case of the proposal of the nobility of Dinaburg Uyezd to free serfs, as well as the petition of the noble assembly of Grodno Governorate on the organisation of local judicial proceedings, finance, and various aspects of interaction with the governor. The research identifies factors that facilitated constructive dialogue between the authors of collective petitions and representatives of higher government structures. In addition to the formal requirements for drafting petitions, it was necessary to clearly argue the need for change, using several key concepts that emphasised commitment to the publicly proclaimed course of restoring the rule of law and preventing acute social conflicts. It was found that a necessary condition for the establishment of a constructive dialogue was a high level of detail and practical orientation of the proposals, as well as their consistency with the expectations of the emperor. However, even when all these conditions were met, joint projects did not always come to fruition. The reason for this could be disagreements between those who presented the project, as well as in the circles of high-ranking officials. However, from a historical perspective, the options proposed by the Russian subjects for solving urgent socio-economic and administrative-legal problems created the basis for the development of principles and methods of reform throughout the nineteenth century.
Ключевые слова: РЕФОРМЫ В РОССИИ XIX В
ПРОШЕНИЯ
ПРОЕКТЫ РЕФОРМ
КРЕПОСТНОЙ ВОПРОС
КОМИССИЯ ПРОШЕНИЙ
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
REFORMS IN 19TH-CENTURY RUSSIA
PETITIONS
REFORM PROJECTS
SERFDOM QUESTION
COMMISSION FOR PETITIONS
POWER AND SOCIETY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137970
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72097242
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.3.923
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2024_18.pdf380,4 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons