Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137967
Название: Личные связи архиереев и представителей политической элиты в России XVI века
Другие названия: Personal Contacts of Bishops and Representatives of the Political Elite in 16th-Century Russia
Авторы: Усачев, А. С.
Usachev, A.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Усачев А. С. Личные связи архиереев и представителей политической элиты в России XVI века / А. С. Усачев // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 3. — С. 1005-1022.
Аннотация: В статье поднимается важная, специально еще не исследованная проблема – личные связи руководителей Русской церкви с представителями политической элиты. Ранее ее рассмотрение ограничивалось перечислением вкладов последних в монастыри. Показано, что некоторые архиереи (новгородский архиепископ (1526–1542), митрополит (1542–1563) Макарий, новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551) и, вероятно, иные) на протяжении многих лет устанавливали и поддерживали контакты с влиятельными светскими лицами (князьями Шуйскими, Оболенскими, Ростовскими, Булгаковыми, с Морозовыми, Шеиными и др.). Их установлению и поддержанию способствовало наличие двойной системы управления на местах – светской и церковной. В ряде случаев архиереи устанавливали связи с ежегодно присылавшимися из Москвы наместниками и воеводами. Эти контакты не прерывались и после их возвращения в столицу: состоявшие с ними в переписке архиереи посылали им подарки. Сотрудничество носило взаимовыгодный характер. С одной стороны, иерархи получали поддержку влиятельных в столице лиц, особенно необходимую в периоды политической нестабильности (малолетство Ивана IV, правление Федора Ивановича), когда князья Шуйские и Годуновы могли оказывать значительное влияние на замещение кафедр. Связи с представителями знати расширяли и административные возможности архиереев при защите интересов епархий. Например, они позволили новгородскому владыке освободить своих служилых людей от обременительной службы на южных рубежах страны. С другой стороны, членам Боярской думы, вероятно, льстило внимание руководителей церкви, пользовавшихся огромным авторитетом в эпоху Средневековья. Последние могли оказывать поддержку – как моральную (в случае смерти родственника), так и вполне реальную, ходатайствуя при дворе о прощении провинившихся перед властями аристократов. В основу исследования положены летописные и актовые источники, записи на предметах церковного искусства, расходная книга Дома Св. Софии за 1547–1548 гг. Их изучение ведется с применением методов источниковедческого анализа, позволяющих из отрывочных и порой разноречивых показаний источников воссоздать картину прошлого.
This article deals with an important but hitherto unexplored issue – the personal contacts of Russian church leaders with representatives of the political elite. So far, the study of this issue has been limited to the enumeration of donations to monasteries. This article shows that some church leaders (the Bishop of Novgorod (1526–1542), Metropolitan (1542–1563) Makarii, the Archbishop of Novgorod Feodosii (1542–1551) and perhaps others) established and supported contacts with influential laymen (princes Shuisky, Obolensky, Rostovsky, Bulgakov, with the Morozovs, Sheins, etc.). These relations were facilitated by the existence of a dual system of local government – secular and ecclesiastical. In some cases, the bishops established relations with the governors and voivods sent annually from Moscow. These contacts did not cease when they returned to the capital: the bishops corresponded with them and sent them gifts. This collaboration was mutually beneficial. On the one hand, the bishops were supported by influential people in Moscow. This was especially necessary during periods of instability (the childhood of Ivan IV, the reign of Fyodor Ivanovich), when the princes Shuisky and Godunov were able to influence appointments in the Church. Relations with representatives of the nobility expanded the administrative possibilities of the bishops when it was necessary to defend the interests of the diocese. For example, they allowed the Archbishop of Novgorod to relieve the representatives of the service class of the burdensome service on the southern frontiers. On the other hand, the attention of the church leaders, who had immense authority in the Middle Ages, could flatter the members of the Royal Council (Duma). The ecclesiastical elite could both provide moral support in the event of the death of relatives and petition the court for aristocrats who were guilty in the eyes of the government. The study is based on chronicle and legal sources, records of church art objects, the book of expenses of the House of St Sophia for the years 1547–1548. The author applies the methods of historical source study, which help to reconstruct the picture of the past from fragmentary and contradictory evidence.
Ключевые слова: РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ
НОВГОРОДСКИЙ АРХИЕПИСКОП ФЕОДОСИЙ
ШУЙСКИЕ
XVI ВЕК
ЕПИСКОПАТ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
RUSSIAN CHURCH
METROPOLITAN MAKARII
ARCHBISHOP THEODOSIUS OF NOVGOROD
THE SHUISKY
16TH CENTURY
EPISCOPATE
POLITICAL ELITE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137967
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72097238
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.3.920
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2024_15.pdf396,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons