Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137952
Название: Арлекинадный гротеск в творчестве Исак Динесен (на материале новелл «Поэт» и «Карнавал»)
Другие названия: Harlequinade Grotesque in the Wor ks of Isak Dinesen (Based on the Novellas «The Poet» and «Carnival»)
Авторы: Томберг, О. В.
Косарева, А. А.
Tomberg, O. V.
Kosareva, A. A.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Томберг О. В. Арлекинадный гротеск в творчестве Исак Динесен (на материале новелл «Поэт» и «Карнавал») / О. В. Томберг, А. А. Косарева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2024. — Т. 30, № 3. — С. 74-84.
Аннотация: Статья посвящена исследованию арлекинадного гротеска в новеллах датской писательницы Исак Динесен (Карен Бликсен) «Поэт» и «Карнавал». Актуальность работы обусловлена двумя факторами: 1) возрождением в настоящее время в зарубежном литературоведении интереса к эстетике комедии дель арте, а также той роли, которую она играла в искусстве XX в.; 2) ростом интереса к творчеству Динесен в отечественном литературоведении. Впервые освещено наличие арлекинадного гротеска в творчестве Динесен и его своеобразие. Показано, как увлечение Динесен итальянской народной комедией и арлекинадой, характерное для скандинавской литературы ее эпохи, выросло в особое мировоззрение и писательский стиль, синтезирующий трагическое и комическое. Раскрыты особенности арлекинадного гротеска в творчестве Динесен. Ведущим в исследовании является метод интертекстуального анализа: анализируются персонажи и сюжеты новелл на предмет их сходства с классическими образами (Арлекин, Панталоне, Коломбина и пр.) и коллизиями арлекинады (бегством влюбленных от деспотичных стариков). Выявлены особенности репрезентации сюжета арлекинады и вырастающие из них функции арлекинадного гротеска. Представленные результаты позволяют говорить о том, что арлекинадный гротеск в творчестве Динесен был реализован на персонажном и сюжетном уровне, став средством передачи мировоззрения писательницы, транслировал ее эстетические принципы и моральные установки. Также наличие арлекинадного гротеска в прозе Динесен позволяет предполагать наличие сходного приема в творчестве других скандинавских писателей и утверждает статус этой разновидности гротеска как общеевропейской.
The article is devoted to the study of the harlequinade grotesque in the novellas by the Danish writer Isak Dinesen (Karen Blixen) «The Poet» and «Carnival». The study proves relevant due to the following factors: 1) the current revival in foreign literary criticism of interest in the aesthetics of commedia dell’arte, as well as the role it played in the art of the 20th century; 2) growing interest in Dinesen’s work in Russian literary criticism. This article is the first to highlight both the presence of the harlequinade grotesque in Dinesen’s work and its originality. The authors of the article show how Dinesen’s passion for Italian popular comedy and harlequinade, typical of Scandinavian literature of her era, grew into a special worldview and writing style that synthesized the tragic and the comic. The article aims at revealing the features of the harlequinade grotesque in Dinesen’s work. The leading method in the study is the method of intertextual analysis: the characters and plots of the short stories are analyzed for their similarity with classical images (Harlequin, Pantaloon, Columbine, etc.) and collisions of the harlequinade (the flight of lovers from oppressive old men). The article reveals the features of the representation of the harlequinade plot and the functions of the harlequinade grotesque that evolve from them. The results presented in the article allow us to say that the harlequinade grotesque in Dinesen’s work was realized at the character and plot level, being the mouthpiece of the writer’s worldview, transmitting her aesthetic principles and moral principles. Also, the presence of the harlequinade grotesque in Dinesen’s prose suggests the presence of a similar technique in the work of other Scandinavian writers and confirms the status of this type of grotesque as a pan-European one.
Ключевые слова: ИСАК ДИНЕСЕН
КАРЕН БЛИКСЕН
АРЛЕКИНАДА
ГРОТЕСК
КОМЕДИЯ МАСОК
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ
СКАНДИНАВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ISAK DINESEN
KAREN BLIXEN
HARLEQUINADE
GROTESQUE
COMEDY OF MASKS
COMMEDIA DELL’ARTE
SCANDINAVIAN LITERATURE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137952
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=71967643
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2024.30.3.049
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30. № 3
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2024-3-07.pdf545,44 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.