Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136772
Название: Антонимы в прозе XIX в.: количественный анализ и его идиостилевая интерпретация
Другие названия: Antonyms in 19th-Century Prose: Quantitative Analysis and Its Idiostylistic Interpretation
Авторы: Мухин, М. Ю.
Mukhin, M. Yu.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Мухин М. Ю. Антонимы в прозе XIX в.: количественный анализ и его идиостилевая интерпретация / М. Ю. Мухин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 2. — С. 29-41.
Аннотация: Статья посвящена применению корпусных методов для выявления типовых и индивидуально-авторских особенностей употребления антонимов в художественной прозе XIX в. Источниками материала послужили основные словари русских антонимов и корпус текстов А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Единицей анализа является лексическая биграмма — два слова из одной фразы на расстоянии 5 слева или справа. Выборку составили 1933 антонимических пары во фразовых контекстах. Сравнительный статистический анализ показал, что существуют антонимы, которые используют все авторы, «ядро» русской литературно-художественной антонимии. Базовыми для художественных произведений являются противопоставления с семантикой живого и мертвого, добра и зла, а также категорий времени, пространства, эмоций, количества. Выявлены текстовые предпосылки появления антонимических пар. Это рассуждения о сложных вопросах бытия, психологии человека, межличностных отношений, общественной жизни и т. д. Антонимы — частое средство при описании внешности человека или его характера, психологического состояния. Определены идиостилевые особенности употребления антонимов в творчестве пяти русских писателей. Для А. П. Чехова наиболее характерно использование авторских антонимов при описании эмоциональных и физических свойств человека. У Ф. М. Достоевского антонимичность проявляется при обсуждении темы веры и неверия. И. А. Гончаров указывает на противоречия в философии жизни, а в романе «Фрегат “Паллада”» предстает как путешественник, отмечающий противоположные или взаимодополняющие характеристики разных стран и этносов. Употребление авторских антонимов в творчестве И. С. Тургенева подтверждает идиостилевую важность эмоциональных характеристик. В творчестве Л. Н. Толстого антонимия в первую очередь связана с общественной и семейной сферами, пониманием истории и государственного развития. Намечены перспективы корпусного исследования авторских антонимов, основанного на более широком материале.
This article explores the use of corpora to identify characteristic and individual authorial peculiarities in the use of antonyms in nineteenth-century prose, based on sources such as major antonym dictionaries and corpora for texts by A. P. Chekhov, F. M. Dostoevsky, I. A. Goncharov, I. S. Turgenev, and L. N. Tolstoy. The analytical unit in question is a lexical bigram, i.e. two words in a single phrase, five words apart — left or right. The selection consists of 1933 antonym pairs in context. Comparative statistical analysis has revealed the existence of antonyms used by all the authors in question, a certain “core” of Russian literary antonymy. The most ubiquitous are juxtapositions with semantics such as: alive and dead, good and evil, as well as categories of time, space and emotion. The author identifies textual preconditions for the emergence of antonymous pairs. They are reflections on complex questions of existence, human psychology, interpersonal relationships, social life, etc. Antonyms are often used to describe a person’s appearance, character and psychological state. The article identifies idiostylistic features of the use of antonyms in the works of five Russian writers. A. P. Chekhov’s works are characterised by the use of antonyms to describe emotional and physical qualities of a person. In Dostoevsky, antonymy is prominent in themes of belief and disbelief. I. A. Goncharov points to controversies in the philosophy of life, while in Frigate “Pallada” he appears as a traveller, noting contrasting or complementary qualities of different ethnic groups. Rare examples of authorial use of antonymy in Turgenev’s work support the idiostylistic importance of emotional traits. Antonymy in Tolstoy’s prose is primarily linked to social and family spheres, to the understanding of history, and to the development of the state. The article outlines further directions for research on authorial antonyms based on a wider range of material.
Ключевые слова: АНТОНИМЫ
КОРПУСНАЯ ЛИНГВИСТИКА
ИДИОСТИЛЬ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
ЧЕХОВ А. П.
ДОСТОЕВСКИЙ Ф. М.
ГОНЧАРОВ И. А.
ТУРГЕНЕВ И. С.
ТОЛСТОЙ Л. Н.
ANTONYMS
LINGUISTICS
IDIOSTYLE
LEXICAL STATISTICS
CHEKHOV A. P.
DOSTOEVSKY F. M.
GONCHAROV I. A.
TURGENEV I. S.
TOLSTOY L. N.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136772
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68489409
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.2.021
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00352 «Свод лексики как идеографическая карта мира: Универсальный словарь-тезаурус русского языка», https://rscf.ru/project/22-18-00352/
The study is supported by the Russian Science Foundation, project 22-18-00352 “Vocabulary Stock as an Ideographic Map of the World: A Universal Thesaurus of the Russian Language”, https://rscf.ru/en/project/22-18-00352/
Карточка проекта РНФ: 22-18-00352
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2024-2-02.pdf169,38 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.