Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136254
Название: Мыслить свет: творчество Эрика Булатова
Другие названия: THoughts of Light: Erik Bulatov’s Creative Work
Авторы: Ичин, К.
Ičin, K.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ичин, К. Мыслить свет: творчество Эрика Булатова / К. Ичин // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 2. — С. 449-460.
Аннотация: Статья посвящена вопросу белого, света и предела картины в творчестве современного художника Эрика Булатова. Автор стремится показать, как Булатов исходя из теоретических и практических знаний о картине Малевича и Фаворского создает на своих холстах пространство картины, развивающееся в обе стороны от ее поверхности: и к зрителю, и в глубину. Для этого он использует слово, адресованное зрителю и условно находящееся между зрителем и картиной («Слава КПСС», «Опасно», «Не прислоняться»), за счет чего освобождается пространство самой картины. В нем совершается прорыв за пределы социального пространства, который осуществляется с помощью слов поэта Всеволода Некрасова: «Иду», «Живу, вижу», «Свобода есть». Работая над структурированием пространства картины, Булатов также опирается на хрестоматийные положения П. Флоренского о линейной и обратной перспективе («Иконостас»), о замкнутости Вселенной и открытости эмпирея («Мнимости в геометрии»), а также на супрематические манифесты Малевича, требовавшие освободить картину от рамы, то есть от вещности, зависящей от потребительского отношения к живописи. В связи с этим Булатов разрабатывает теорию двух видов света: света поверхности картины (освещенности этой поверхности светом окружающего картину пространства – лампы, окна и т. д.) и света из глубины картины – света пространства, который и есть белый свет, то есть свет абсолютной бесконечности.
This article discusses the question of white, light, and the limit of a painting in the creative work of the contemporary artist Erik Bulatov. The author shows how, based on theoretical and practical knowledge of Malevich’s and Favorsky’s painting, Bulatov creates in his canvases a unique space of painting that extends in both directions from its surface, i. e. towards the viewer, and into the depths. To achieve this, Bulatov used words addressed to the viewer that were simultaneously placed between the viewer and the painting (‘Glory to the CPSU’, ‘Danger’, ‘Do not lean’), thus freeing up the space of the painting itself. This leads to a break with the boundaries of social space, which is achieved with the help of the poet Vsevolod Nekrasov’s words “I walk”, “I live and see”, “Freedom exists”. In his work on the structuring of pictorial space, Bulatov draws on Р. Florensky’s textbook provisions on linear and inverted perspective (in Iconostasis) and the narrowness of the Universe and the openness of the Empyrean (in Imaginaries in Geometry), as well as Malevich’s supremacist manifestos, which called for the painting to be freed from the frame and, at the same time, from the materiality of the consumerist attitude towards painting. In this regard, Bulatov developed a theory of two types of light in his paintings: the light of the surface of the painting (illumination of this surface by the light of the space surrounding the painting, i. e. lamps, windows, etc.) and the light from within the painting, i. e. the light of space, which is actually white light, i. e. the light of absolute infinity.
Ключевые слова: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XX–XXI В
ЭРИК БУЛАТОВ
ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ
СВЕТ
ФАВОРСКИЙ В.
ФЛОРЕНСКИЙ П.
МАЛЕВИЧ К.
20TH–21ST-CENTURY FINE ART
ERIK BULATOV
SPACE OF A PAINTING
LIGHT
FAVORSKY
FLORENSKY
MALEVICH
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136254
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=67945187
Идентификатор SCOPUS: 85198435721
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.2.888
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2024_05.pdf10,84 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons