Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/136253
Название: | «Вспышка сознания в беспамятстве дней»: пророческий дар Анны Ахматовой |
Другие названия: | “A Flash of Consciousness in the Unconsciousness of Days”: Anna Akhmatova’s Prophetic Gift |
Авторы: | Снигирева, T. А. Меньщикова, А. М. Snigireva, Т. A. Menshchikova, А. M. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Снигирева T. А. «Вспышка сознания в беспамятстве дней»: пророческий дар Анны Ахматовой / T. А. Снигирева, А. М. Меньщикова // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 2. — С. 436-448. |
Аннотация: | В центре исследования – малоизвестное стихотворение Анны Ахматовой позднего периода творчества «Из набросков» (1959), до настоящего момента не получившее литературоведческого комментария. В ходе исследования фрагмент вписывается в ряд достаточно известных поэтических и прозаических предсказаний поэта, а также соотнесен с образом Кассандры, сопровождавшим Ахматову на протяжении всей ее творческой судьбы. Обращение к массиву мемуаров, связанных с образом поэта, а также к автобиографической прозе и материалам записных книжек автора позволяет обнаружить пересечения, указывающие, с одной стороны, на последовательную стратегию пишущего (от предсказания как такового до страшной способности накликания несчастий), с другой – на целостность образа времени / конца времен, который складывается в записях Ахматовой и в работе над вариантами стихотворных строк, и в тайнописи записных книжек. На сегодняшний день доступно несколько вариантов стихотворения с разными датировками, поставленным или отсутствующим названием, существенными или небольшими разночтениями. Текстологический сопоставительный анализ поэтических вариаций свидетельствует о поисках поэтом все более сильных и точных средств изображения приближающейся апокалиптической катастрофы. Несмотря на интонационную близость «Бегу времени», рассматриваемый набросок, по всей видимости, так и не был включен поэтом в цикл или более крупный текст в качестве отдельных строф. Исследование показало, что стихотворение, подсвеченное поэтическим и прозаическим контекстом, являет одну из ключевых черт поэтики незавершенного, столь свойственных художественному мышлению поздней Ахматовой. Диалогичность, «смысловая валентность» поэзии Ахматовой, возникновение новых смыслов стимулируются «бегом времени», актуализируются при свершении катастроф и бед, что каждый раз позволяет обнаруживать ее скрытые провидческие пласты. This study focuses on From Sketches (1959), a little-known poem of Anna Akhmatova’s later work that has received no literary commentary. The fragment fits into some of the poet’s known poetic and prose predictions and is also correlated with the image of Cassandra that accompanied Akhmatova throughout her creative life. Referring to some of the poet’s memoirs and autobiographical prose, as well as to materials from the author’s notebooks, it is possible to discover some overlaps that indicate, on the one hand, the writer’s consistent strategy (from prediction to the terrible ability to draw upon misfortune), and, on the other hand, the integrity of the image of time / the end of time that is formed in Akhmatova’s notes: both in the work on variants of poetic lines, and in the secret writing of notebooks. At present, there are several versions of the poem, written at different times, some of which have a title and some of which do not, and are characterised by major and minor discrepancies. A comparative textual analysis of the poetic variations testifies to the poet’s search for increasingly powerful and precise means of describing the approach of an apocalyptic catastrophe. Despite the intonational similarity of The Running of Time, the ‘sketch’ in question appears never to have been incorporated by the poet as a separate stanza into a cycle or larger text. The study shows that the poem, highlighted by a poetic and prosaic context, reveals one of the key features of the poetics of the unfinished, typical of A. Akhmatova’s later artistic thinking. The dialogical nature and ‘semantic valence’ of Akhmatova’s poetry, and the emergence of new meanings, are stimulated by the ‘passage of time’ and are actualised when disasters and difficulties occur, each time helping to uncover the hidden visionary layers of Akhmatova’s poetry. |
Ключевые слова: | АННА АХМАТОВА ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО КАССАНДРА ПРОРОЧЕСТВО ПОЭТИКА ФРАГМЕНТА НЕЗАВЕРШЕННОЕ ANNA AKHMATOVA LATER WORK CASSANDRA PROPHECY POETICS OF A FRAGMENT UNFINISHED ART PIECE |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/136253 |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://elibrary.ru/item.asp?id=67945186 |
Идентификатор SCOPUS: | 85198124862 |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2024.2.887 |
Сведения о поддержке: | Исследование А. Меньщиковой выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с Программой стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030». |
Источники: | Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_2_2024_04.pdf | 434,87 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons