Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136243
Название: Творческое наследие Максима Грека и процесс формирования духовно значимых для старообрядчества текстов
Другие названия: The Creative Heritage of Maksim Grek and the Formation of Spiritually Significant Texts for the Old Believers
Авторы: Гурьянова, Н. С.
Gurianova, N. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Гурьянова Н. С. Творческое наследие Максима Грека и процесс формирования духовно значимых для старообрядчества текстов / Н. С. Гурьянова // Quaestio Rossica. — 2024. — Т. 12, № 2. — С. 660-673.
Аннотация: Рассматривается проблема начального этапа оформления у старообрядцев канона священных текстов, который определял их систему книжных авторитетов, что актуализируется необходимостью получить более полное представление о формировании религиозно-общественного движения, получившего наименование «старообрядчество». Особое внимание обращено на важный аспект исследования идеологии движения, которая определялась системой книжных авторитетов. Защитники старого обряда продолжили традиции книжников Древней Руси, сохранили особое отношение к тексту, граничившее с его сакрализацией. С первых шагов реформаторов они обратились к рукописям и старопечатным книгам с целью найти свидетельства о незаконности введения новшеств в обряд и богослужебную практику Русской церкви. «Сказание како знаменоватися крестным знамением» Максима Грека приводилось противниками церковной реформы в качестве аргумента при защите отрицательной точки зрения на введение патриархом Никоном троеперстия. Показано, что соловецкие иноки, авторы сочинений и рукописных сборников второй половины XVII – начала XVIII в., во многом определили отношение к «Сказанию». Они не только копировали его, но и начали защиту авторитета Максима Грека после того, как представителями официальной церкви было высказано сомнение в искренности сформулированного автором мнения по поводу двуперстия. Следующие поколения старообрядцев продолжили поиск свидетельств о почитании афонца вселенскими патриархами и Русской церковью, убеждая читателей в его святости. Рассмотрение старообрядческих сборников дало возможность получить представление о вполне научном подходе к поискам аргументов, что позволило старообрядцам в начале XVIII столетия получить доступ к достаточно полному кругу источников о жизни и деятельности афонца в России, скопировать их и сделать известными единоверцам. Это придало особую значимость его произведениям и предоставило возможность включить их в канон священных текстов. Авторами сочинений и составителями сборников была проделана большая работа по усилению авторитета афонца в среде старообрядцев, а его сочинения вошли в их систему книжных авторитетов.
This article deals with the formation of the canon of sacred texts among the Old Believers, which determined their system of book authorities. The relevance of the topic is connected with the need to get a more comprehensive idea of the formation of the religious and social movement that received the name “Old Believers”. The author pays attention to an important aspect of the study of the Old Believer ideology, which was determined by the system of book authorities. The defenders of Old Belief followed the traditions of the scribes of Old Rus and maintained a special attitude to the text, bordering on its sacralisation. From the first steps of the reform, they turned to manuscripts and early printed books to find evidence of the illegality of introducing innovations into the liturgical practice of the Russian Church. The Story of How to Make the Sign of the Cross by Maksim Grek was cited by opponents of the church reform as an argument in defence of the negative view of the introduction of the three-fingered sign of the cross by Patriarch Nikon. It is shown that the Solovetsky monks largely determined the attitude to this work. They not only copied it, but also began to defend the authority of Maksim Grek when the representatives of the official Church expressed doubts about the sincerity of the author’s opinion on the twofingered sign of the cross. The next generations of the Old Believers continued to search for evidence of the veneration of this Athos monk by the Patriarchs and the Russian Church, in order to convince readers of his holiness. The analysis of the collections of the Old Believers helps get an idea of a completely scholarly approach to the search, which allowed the Old Believers already at the beginning of the eighteenth century to gain access to a fairly complete circle of sources on the life and work of Maksim Grek in Russia, even according to the ideas of researchers of the nineteenth and twentieth centuries, to copy them and make them known to other Old Believers. The works of Maksim Grek were of particular importance, and their study made it possible to include them in the canon of sacred texts. It is concluded that the authors of the essays and the compilers of the collections did a lot of work to strengthen the authority of Maksim Grek among the Old Believers, and the writings of the Athos monk were included in their system of book authorities.
Ключевые слова: МАКСИМ ГРЕК
СОЛОВЕЦКИЕ ИНОКИ
РУКОПИСНЫЕ СБОРНИКИ
XVIII В.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
ТИМОФЕЙ ЛЫСЕНИН
MAKSIM GREK
SOLOVETSKY MONKS
OLD BELIEVER MANUSCRIPT
TIMOFEY LYSENIN
18TH СENTURY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136243
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=67945200
ISSN: 2311-911X
2313-6871
DOI: 10.15826/qr.2024.2.901
Сведения о поддержке: Статья выполнена по теме госзадания «Прошлое в письменных источниках XVI–XX вв.: сохранение и развитие традиций» (FWZM–2024–0006).
Источники: Quaestio Rossica. 2024. Т. 12. № 2
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_2_2024_18.pdf360,87 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons